Полезные советы родителям

Профилактика ветряной оспы и гриппа у детей

Профилактика ветряной оспы у детей

 

Профилактика ветряной оспы у детей не предусматривает особых мер. Заразиться можно воздушно-капельным путем, отсюда и название болезни. Практически каждый человек перенес в детском возрасте эту болезнь. Переболев один раз, как правило, в организме вырабатывается стойкий иммунитет, поэтому повторное заражение практически невозможно. Только в некоторых случаях было зафиксировано развитие ветрянки уже после перенесенной ранее болезни. Однако многие знают, что лучше переболеть ветряной оспой в детском возрасте, чтобы в будущем исключить риски заражения данной болезнью. Маленькие дети значительно легче переносят инкубационный период и практически не испытывают рисков осложнения. Взрослые люди более восприимчивы к данной инфекции, часто заболевание протекает с некоторыми осложнениями. Определить ветрянку не сложно, обычно родители ребенка даже без осмотра педиатра выявляют это заболевание.

Симптомы заболевания:

Основный симптом ветряной оспы - появление красной сыпи на теле, голове, в некоторых случаях в ротовой полости. Пятна носят зудящий характер, вызывая неприятный дискомфорт ребенку. В первые дни заболевания может повышаться температура тела. Принципиального лечения ветрянки не существует, как правило, заболевание самостоятельно угасает и исчезает через несколько дней, поэтому и профилактика ветрянки у детей не требуется. Довольно распространено мнение, что лечить зудящие пятна нужно зеленкой. На самом деле как такового эффекта она не дает, это делается только для «метки», чтобы ежедневно определять прогрессирование или угасание болезни. Если ветрянка протекает с некоторыми осложнениями, педиатр может назначить определенные медпрепараты. В большинстве случаев, ветряная оспа проходит самостоятельно. В нашей стране профилактика ветрянки у детей не проводится, однако по желанию родителей, ребенку можно сделать профилактическую прививку. В списке обязательной вакцинации она не числится, поэтому покупать вакцину родителям придется за свой счет. Как показывает статистика, прививка от ветрянки в наших поликлиниках проводится в очень редких случаях. Не стоит бояться этой болезни, так как детский организм легко справляется с инфекцией самостоятельно. Ветряная оспа более опасна для взрослых людей, особенно нежелательно заражение беременным женщинам.

свернуть

Инструкция действий родителей по безопасности детей в Интернете

Защита детей от информации, причиняющей  вред их здоровью и развитию

 1июля 2017 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь», согласно которому Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» дополнен главой 4-1 «Защита детей от информации, причиняющей  вред их здоровью и развитию». В соответствии с дополнением, каждый ребёнок имеет право на защиту  от информации, способной оказать негативное влияние на его здоровье, физическое, нравственное и духовное развитие, в том числе на защиту от информации, побуждающей к нанесению телесных повреждений или самоубийству, описывающей средства или обстоятельства самоубийств» (статья 37-1)

В целях обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, запрещается распространение информационной продукции в виде продукции средств массовой информации, печатных изданий, аудиовизуальных произведений, фонограмм, игр, в том числе игр с электронным дисплеем, компьютерных игр и программ на любых видах носителей, либо в виде информации, распространяемой посредством культурных мероприятий (далее – информационная продукция), без присвоения знака возрастной категории, представляющего собой звуковое и (или) визуальное предупреждения, указывающие на возрастную категорию детей, среди которых допускается распространение информационной продукции, за исключением случаев, когда наличие такого знака является необязательным в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Классификация интернет-угроз
Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей: 
•    суицид-сайты; 
•    сайты-форумы потенцинальных самоубийц;
•    наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);
•    сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);
•    сайты порнографической направленности;
•    сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);
•    сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;
•    секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка). 

Правила работы в сети Интернет

1. Не входите на незнакомые сайты.

2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.

4. Никогда не посылайте никому свой пароль.

5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

6. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)

7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.

8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

9. Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

10. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране.

11. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

 

Памятка для родителей, как обучать детей и подростков безопасному поведению в сети интернет

 В настоящее время сеть Интернет получила огромное распространение, не только на работе, но и дома. Множество провайдеров по весьма низким ценам предлагает доступ во всемирную паутину. Интернет вошел в каждый дом. Детям, конечно, очень интересно покопаться в сети, найти, посмотреть что-нибудь интересное, поиграть в игры, скачать программу. В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Wmdows\TemporaryInternetFilesв операционной системе WindowsVista). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети  обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

 Советы по безопасности в сети Интернет для детей

• Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

•Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

  • Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  • Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
  • Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.
  • Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
  • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях
  • Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет.

• Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.

  • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
  • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  • Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
  • Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
  • Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

•Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование моделируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

  • Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

 

Общие рекомендации для родителей по обеспечению безопасности детей и подростков в сети Интернет

  • Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной.Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.
  • Следите, какие сайты посещают ваши дети. Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах, которые они посещают, и обсудите, что допустимо, а что недопустимо в вашей семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки нежелательного контента.
  • Расскажите детям о безопасности в Интернете. Вы не сможете все время следить за тем, что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.
  • Установите защиту от вирусов. Используйте и регулярно обновляйте антивирусное программное обеспечение. Научите детей не загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых людей.
  • Научите детей ответственному поведению в Интернете.Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по SMS, электронной почте, чате или размещать в комментариях на его странице в Сети.
  • Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, не всегда правда. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.
  • Ограничьте доступ детей на небезопасные сайты В случае самостоятельного доступа детей к сети Интернет, родители должны контролировать использование информации несовершеннолетними. О характере и объеме информации, полученной детьми в интернет – ресурсах, необходимо узнавать в «Журнале обозревателя» программы "Internet Explorer" . Как ограничить доступ детей к негативной информации в сети Интернет? С целью ограничения доступа детей к «вредным» материалам родители и другие члены семьи могут установить на компьютеры программу «Касперский Интернет секьюрити 2010»: в настройке программы применить вкладку «Родительский контроль», при этом произойдет блокировка информации, связанной с порнографическими сюжетами, жестокостью, нецензурной лексикой и др., оказывающей негативное влияние на детей и подростков.

 

Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками

 

  • Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать.
  •  Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка.
  •  Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил Ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете.
  •  Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время.
  •  Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы).
  •  Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия: г. Минск для взрослых 8(017)290-44-44, для детей и подростков 8(017)246-03-03, г. Брест для взрослых и детей 8(0162)40-62-26, короткий номер 170), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС и др.)
свернуть

Памятка для родителей по профилактике ранних сексуальных связей

Раннее вступление детей и подростков в половую жизнь становится неразрешимой проблемой нашего общества. Афоризм «Береги честь смолоду» теперь не в ходу. О чести в обществе говорят формально. Ранние половые связи говорят об отсутствии полового воспитания в семье и школе.

В кругу подростков стало модно отмечать все праздники со спиртным и в большой компании. Родители гордятся тем, что у детей много подруг и друзей. О качестве и последствиях такого общения, к сожалению, никто не думает. Каждое застолье  подростков –  падение в пропасть. Алкоголь стимулирует половое возбуждение, стирает границы дозволенного, дает волю инстинктам. Причиной преждевременной половой жизни чаще всего является любопытство, а также желание получить статус взрослого человека. Обидно, когда способные девчонки перестают учиться, пропадают на улицах и дискотеках, вступают в случайные половые связи. Родители удивляются, откуда у детей такая апатия к учебе, агрессия по отношению к родителям, распущенность в поведении? Как будто бы ко всему этому они не прилагали усилия! Семья должна быть примером серьезного отношения к отцовству и материнству.

Человек обладает особым даром – способностью любить. При случайных половых связях эта способность теряется. Любовь – это ощущение счастья и полета, чистота отношений, соблюдение девичьей чести и проявление мужественности (деликатности, уважения, внимательности, сдержанности…). Важно уметь любить и уметь выражать любовь.   Наши дети путают любовь с инстинктом влечения к противоположному полу. Ранние половые связи возникают в результате нездорового влечения, незнания  моральных и этических  норм, духовной нищеты, умственной ограниченности, безделья.

Половое общение без настоящей любви – низменные связи, которые ведут молодых людей к душевному опустошению. Преждевременная близость пагубно влияет на дальнейшую способность любить. Любовь они понимают как физическое влечение.

 

Последствия ранней половой связи

 

Известно, что до достижения совершеннолетия у девочек и мальчиков возникает сексуальное желание. Созревание половой системы и активное действие гормонов не является признаком зрелости и готовности к деторождению. При установлении менструального цикла организм девочки весьма уязвим к инфекционным и соматическим заболеваниям, не сформирован для вынашивания ребенка и родам.

Формирование физиологически родовых путей девушки, как и всего организма, продолжается до 18-20 лет.

Определяющим фактором в формировании сексуального поведения детей являются отношения родителей и детей, и именно от этих отношений зависит возраст начала половой жизни подростков и число половых партнеров.

 

Профилактика ранних половых связей

 

Подростковый возраст самый ранимый и сложный. Это переходный этап  из детства в юность. Главной особенностью этого периода является изменения в приоритетах: на первое место подросток ставит не учебу, а личностное общение со сверстниками, активное взаимодействие с противоположным полом.

Кто как не родитель должен помочь ему в жизненном самоопределении. Это обязанность, которой нельзя пренебрегать. Родители, зная психические и физические особенности своего сына или дочери, обязаны дать им четкое представление о нравственном и ответственном поведении,  тактично формировать у детей неприятие к половой распущенности. Подростки нуждаются в профилактических советах своих родителей. Однако не все родители обсуждают с детьми вопросы полового созревания и половой культуры. Одних родителей волнует факт вступления детей в половые отношения, других – профилактика рисков, связанных с последствиями половых связей.

Приходит время и ребенок спрашивает нас: «А что вы, родители, думаете о половых связях детей моего школьного возраста»?  Важно отнестись к вопросу серьезно. Наша доброжелательность и чуткость окупится доверием ребенка.

 

Советы родителям подростков:

  1. Не допускайте, чтобы ваш ребенок получал информацию о половой жизни из уст своих сверстников.
  2. Найдите время для откровенного разговора, не ставьте табу на темах полового воспитания.
  3. Обсудите с ним его успехи, достижения, возможные планы на будущее, традиции своей семьи (недопущение ранних половых отношений, зрелый возраст вступления в брак, родительская ответственность…)
  4. Расставьте ценностные приоритеты на данном этапе взросления (здоровье, образование, спорт, путешествия…)
  5. Расскажите ему о способах сохранения репродуктивного здоровья, последствиях ранних половых связей.
  6. Объясните ему, что только половая зрелость и настоящая любовь дают человеку право на половую жизнь.
  7. В беседе обратите внимание на то, что когда-то у ребенка будет семья и семейная жизнь должна начинаться с невинных отношений, с уважения достоинств друг друга.
  8. Признайтесь ребенку в том, что вы им гордитесь и надеетесь, что он оправдает ваши надежды.
свернуть

ПАМЯТКА для родителей если ребёнок в кризисной ситуации

ПАМЯТКА для родителей

Если ребёнок в кризисной ситуации

 

1. Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оценить, насколько серьезно психически травмирован подросток.

2. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.

3. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

4. Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник - дома или вне дома.

5. Поддерживайте ребёнка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

6. Произнесите слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо. Я понимаю и люблю тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё.

7. Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра - «Да».

8. Показать, что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание. Использовать имеющийся свой опыт в решении проблем («помнишь, когда то, у тебя было...», то есть внушение уверенности).

9. В обязательном порядке будет необходимо обратиться за помощью  к психологу и детскому психиатру, неврологу. Ни в коем случае не пренебрегайте помощью профессионалов – зачастую справиться с проблемой своими силами практически невозможно.

 

свернуть

Памятки для родителей «Алгоритм работы с кризисным случаем»

Памятка для родителей «Алгоритм работы с кризисным случаем»

Суицидом подросток пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти от травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам.

Признаки (индикаторы) готовящегося суицида

-  любые внезапные непонятные изменения в поведении;

-   безрассудные поступки, связанные с риском для жизни

-   высокая импульсивность

-   уход «в себя», от общения или, наоборот, активное стремление к общению с окружающими

-    общая заторможенность, бездеятельность (все время лежит на диване) или, напротив, двигательное возбуждение

-  употребление алкоголя и других ПАВ

-   враждебное отношение к окружающим

-   раздаривание вещей и пристраивание домашних животных;

-  утрата интереса к тому, что раньше было значимо

Эмоциональные

проявления

-   сниженное настроение, заторможенность, тоска

-   переживание горя

-       выраженная растерянность, чувство вины, безысходности, страхи и опасения

-             переживание неудачи, собственной неполноценности, малозначимости

-повышенная раздражительность, слезливость, капризность

-  тихий монотонный голос или, напротив, экспрессивная речь

-  тоскливое выражение лица, бедность мимики

-   резкие и необоснованные вспышки агрессии

Словесные

(непосред

ственные

высказывания и

записи на

страничке

в соцсетях)

-       о бессмысленности жизни вообще и своей, в частности, пессимизм, невидение перспектив

-     о чувстве беспомощности, вины («Я никому не нужен. Всем только мешаю»)

-        собственной ненужности, никчемности («Я ничтожество! Ничего собой не представляю!», «Я - тварь. Всем приношу несчастья.»)

-     шутки о желании умереть («Никто из жизни еще живым не уходил!»)

-      сообщения о плане, способе самоубийства, о приобретении средств самозащиты

-       фразы, связанные с прощанием с жизнью («Последний раз встречаемся, смотрю любимые фотографии»)

 

 

Особенности

внешнего вида и продуктов деятельности

-   безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях

-       использование символики смерти в татуировках, аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия; атрибуты и орудия смерти; символы смерти (круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией)

-    интерес к неформальным объединениям (готы, эмо), сайтам с суицидальной направленностью («прах»)

Физические

проявления

-       жалобы на плохое самочувствие, ощущение физического дискомфорта в различных частях тела при видимом отсутствии болезней (головные боли, чувство нехватки воздуха, боли в груди, сухость во рту)

-  запоры, потеря или чрезмерное усиление аппетита

-      бессонница или, наоборот, сонливость, отсутствие чувства отдыха после сна

Алгоритм действия в ситуации угрозы суицида

  1. Распознать эмоциональную реакцию
  2. Оказать экстренную доврачебную помощь (при необходимости)
  3. Обеспечить психологическую поддержку
  4. Обратиться за помощью
  5. Создать безопасную поддерживающую среду

 

1. Распознать эмоциональную реакцию

 

Истерика - способ реагирования психики на экстремальные события

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Человек бурно выражает свои эмоции, выпле­скивая их на окружающих: кричит, размахивает руками, одно­временно плачет.

Истерика всегда происходит в присутствии зрителей.

-Удалить

зрителей.

-Внимательно

слушать, кивать

поддакивать.

-Обращаться по

имени.

-Г оворить мало,

спокойно,

короткими

простыми

фразами.

-Если не

подпитывать истерику, то через 10-15 минут наступает спад, упадок сил.

-Дать человеку отдохнуть.

 

- Не совершать

неожиданных

действий

(пощечины,

обливания,

встряхивать)

-Не спорить, не вступать в активный диалог, пока не пройдет реакция.

-Не считать, что он намеренно привлекает к себе внимание. -Не говорить банальных фраз: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя»

Помогаем разрядить, выплеснуть негативные эмоции. Истерика заражает окружающих

Гнев, агрессия - непроизвольный способ снизить высокое внутреннее напряжение т.к. нарушен привычный уклад жизни человека. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Активная

энергозатратная

реакция.

Г нев, злость

выражающиеся

в словах или

действиях,

мышечное

напряжение,

высокое

кровяное

давление.

Агрессия

заражает

окружающих

-Говорить спокойно.

-Постепенно снижать темп и громкость речи. «Я понимаю, что тебе хочется все разнести».

-Задавать вопросы, которые помогут разобраться «Как ты думаешь, что лучше сделать это или это?»

-Дать возможность выплеснуть эмоцию и

физическую активность

-Не считать, что человек выражающий агрессию, по характеру злой.

-Не спорить, не

переубеждать человека (даже, если он не прав).

-Не угрожать, не запугивать

Принимаем право человека на эту эмоцию и

 понимаем, что она направлена не на присутствующих, а на

обстоятельства Помогаем выразить эмоциональную боль

Тревога - возникает при неопределенности в кризисной ситуации

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Человек напряжен (напряженная мимика, поза), не может

расслабиться. Напряжены мышцы, в голове крутятся одни и те же мысли.

Человек не знает, чего конкретно он

боится, поэтому

состояние тревоги

тяжелее, чем страх.

Тревога может

быть вызвана

недостатком

информации.

- Постараться разговорить человека и понять, что именно его тревожит.

-           Проанализировать вместе, какая информация необходима и где ее можно получить.

- Предложить сделать несколькоактивных движений

или вовлечь в

действия, в

продуктивную

деятельность,

связанную с

происходящими

событиями.

-Не оставлять

человека

одного.

-Не убеждать, что

тревожиться незачем, особенно если это не так.

-Не скрывать правду оситуации,

даже если это

может его

расстроить.

 

 

 

 

 

Помогаем справиться с тревогой, чтобы она не длилась долго вытягивая силы, лишая отдыха, парализуя деятельность

Плач, слезы, печаль - реакция, позволяющая выразить переполняющие эмоции, показатель того, что процесс переживания начался

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Человек плачет, дрожат губы, подавлен, нет возбуждения в поведении. Слезы приносят облегчение. Когда человек плачет, внутри у него

выделяются

вещества,

обладающие

успокаивающим

действием.

-   Сесть рядом -Дать выплакаться -Погладить по голове, взять за руку, положить руку на плечо или на спину. -Выражать поддержку, сочувствие.

-Дать возможность говорить о чувствах. -Слушать, поощрять к высказываниям («Ага», «Да», повторять отрывки фраз, кивать)

-     Предложить выпить воды,

сконцентрироваться на глубоком ровном дыхании, заняться вместе каким-нибудь делом.

-Не пытаться

останавливать

слезы

-Не

успокаивать -Не убеждать не плакать -Не задавать вопросы.

-Не давать советы.

-Не считать слезы

проявленим

слабости

Помогаем

осуществить

эмоциональную

разрядку через

слезы. Это

предотвращение

ущерба

физическому и

психическ.

здоровью

Нервная дрожь - способ организма сбрасывает напряжение. Начинается внезапно - сразу после инцидента или спустя какое-то время.

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Человек сильно дрожит как будто сильно замерз. Неконтролируемая

реакция, человек

не может сам

прекратить дрожь

Возникает сильное

дрожание всего тела или отдельных его

частей (человек

не может удержать в

руках мелкие

предметы).

Дрожь может

продолжаться до

нескольких часов.

-Нужно усилить дрожь (взять за плечи и сильно, резко потрясти втечение 10-15секунд)

-Разговаривать с ним, иначе он может воспринять

Ваши действия как

нападение.

-Дать возможность

отдохнуть

(желательно

уложить спать,

т.к.дрожь

энергозатратна)

 

 

 

-Не оставлять

человека

одного.

-Необнимать,не

прижимать

его к себе

-Не укрывать

чем-то теплым

-Не успокаивать,

не говорить,

чтобы он взял

себя в руки

 

 

 

 

 

 

Если дрожь не остановить, то напряжение останетсявнутри, в теле, и вызовет

мышечные

боли, а в

дальнейшем

может

привести к

развитию

серьезных

заболеваний

 

 

 

 

 

Страх - возникает, когда ситуация вышла за пределы нормального опыта человека. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, эмоция, которая оберегает от рискованных опасных поступков

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Напряжение мышц лица, поверхностное дыхание, снижен самоконтроль поведения. Опасен страх, не связанный с реальностью или слишком сильный, не позволяющий думать и действовать. Могут быть ночные

кошмары, отказ заходить в подъезд, садиться в транспорт.

-Положить руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс (это сигнал: «я рядом с тобой, ты - не один»).

-Дышать глубоко и ровно.

-Побуждать дышать в одном с Вами ритме.

-                     Слушать. Дать возможность говорить о том, чего боится. -Проявлять заинтересованность, понимание, сочувствие. -Сделать легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

При сильном страхе приемы:

максимально задержать дыхание, а затем дышать медленно, спокойно;

отнимать от 100 по семь (мыслительная деятельность снижает эмоции)

-Не оставлять

человека

одного.

-Не пытаться убедить, что его страх неоправданный. -Не говорить банальные фразы: «не думай об этом», «это ерунда», «это глупости» (когда человек находится в этом состоянии, его страх серьезен и болезненен).

Помогаем справиться со страхом: чем быстрее справится со страхом, тем меньше вероятности, что он превратится в проблему на долгие годы

Апатия - «психологическая анестезия», наступает после длительных неудачных попыток что-то изменить

Как проявляется

Что делать

Что не делать

Зачем мы это делаем

Напряжение мышц лица, поверхностное дыхание, снижен самоконтроль поведения. Опасен страх, не связанный с реальностью или слишком сильный, не позволяющий думать и действовать. Могут быть ночные

кошмары, отказ заходить в подъезд, садиться в транспорт.

-Положить руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс (это сигнал: «я рядом с тобой, ты - не один»).

-Дышать глубоко и ровно.

-Побуждать дышать в одном с Вами ритме.

-                     Слушать. Дать возможность говорить о том, чего боится. -Проявлять заинтересованность, понимание, сочувствие. -Сделать легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

При сильном страхе приемы:

-                                             максимально задержать дыхание, а затем дышать медленно,

-Не оставлять

человека

одного.

-Не пытаться убедить, что его страх неоправданный. -Не говорить банальные фразы: «не думай об этом», «это ерунда», «это глупости» (когда человек находится в этом состоянии, его страх серьезен и болезненен).

Помогаем справиться со страхом: чем быстрее справится со страхом, тем меньше вероятности, что он превратится в проблему на долгие годы

  1. Оказать экстренную доврачебную помощь (при необходимости) Помните: у Вас нет времени на преодоление собственного эмоционального шока, нужно действовать быстро:

-      вызвать помощь по телефону 103.

-      Попытаться оказать первую доврачебную помощь:

-      остановить кровотечение (на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя) - жгут выше раны);

-      при повешении часто травмируются шейные позвонки, потому, после того как пострадавшего вынули из петли, надо избегать резких движений;

-       если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;

-      при отравлении - вызвать рвоту, если человек в сознании!

-      при бессознательном состоянии - следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову набок, чтобы не запал язык;

-      если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля;

-      если пострадавший в сознании - необходимо поддерживать с ним постоянный!!! контакт, психологически не оставляя его одного!!!

3.      Обеспечить психологическую поддержку

1)      Проявляем искренний интерес, задаем вопросы:

-       Ты принял решение уйти из жизни? Что привело к такому решению? А что, если ты причинишь себе боль? Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Почему ты хочешь это сделать сейчас?

2)     Даем выговориться. (Внимательно слушаем, поддерживая взглядом, кивками, поддакиваем. Не спорим, не перебиваем, не возражаем).

3)      Говорим, что понимаем его чувства:

-       Я понимаю, как тебе сейчас тяжело, больно. В такой ситуации каждый чувствовал бы себя растерянным.

4)      Обращаемся к прошлому опыту:

-       Были ли у тебя в жизни такие ситуации, когда тебе было больно, когда ты не знал, что делать?

-       Как ты справился тогда с трудностями?

-       Что тогда тебе помогло пережить трудности, решить ситуацию, справиться с болью?

5)      Пытаемся найти решение совместно:

-       Как тебе кажется, есть ли способы решения этой ситуации?

-       Что, по-твоему, должно произойти, измениться, чтобы тебе не было так больно?

-       Чем я могу тебе помочь? Я очень хочу это сделать! Давай попробуем вместе найти выход из трудной ситуации.

6)      Ни в коем случае не оставляем одного!

Что нужно и чего нельзя говорить подростку

Если вы

Обязательно скажите

Не говорите

«Ненавижу

учебу,

класс...»

«Что происходит у нас,

из-за чего ты себя так

чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте...

да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким

безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо

"Подумай

лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе".

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня

беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей.

Давай поговорим о чем- нибудь другом».

свернуть

Профилактика правонарушений

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Профилактика преступлений и правонарушений

Кто-то, когда-то должен ответить,

                                                                      Высветив правду, истину вскрыв,

                                                                      Что же такое – трудные дети?

                                                                      Вечный вопрос и больной, как нарыв.

                                                                      Вот он сидит перед нами, взгляните,

                                                                      Сжался пружиной, отчаялся он,

                                                                      Словно стена без дверей и окон.

                                                                      Вот они, главные истины эти:

                                                                      Поздно заметили… поздно учли…

                                                                      Нет! Не рождаются трудные дети!

                                                                      Просто им вовремя не помогли.

                                                                                                            С. Давидович

 

Основные понятия

  • безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;
  • семья, находящаяся в социально-опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • профилактикабезнадзорностииправонарушенийнесовершеннолетних               система       социальных,       правовых,педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении;
  • опекаемый (в возрасте от 7до14 лет), подопечный (14-18 лет) - круглая сирота, либо оставшийся без родительского попечения, в частности,   когда   родители   уклоняются   от   его   воспитания,   в отношении которого официально установлена опека, попечительство.
  •  

Уважаемые родители! 

  • Именно Вы   в первую очередь закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки: выкурив сигарету на глазах у своего ребенка или выпив туже бутылку пива или иного горячительного напитка, разговаривая при этом используя нецензурные слова. Именно Вы поднимаете руку на супругу, невольно формируя у  подростка пренебрежительное отношение к женщине. Именно Вы грубо разговариваете со стариками в семье, забывая о том, что рано или поздно сами будете стариками, и Ваши дети и внуки будут грубыми и неотзывчивыми, и это будет плодами Ваших рук. Ребенок - это губка, которая в себя впитывает все моменты жизни своих родителей, будь  они  положительными, или отрицательными.

    Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически запущенные  подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков- правонарушителей характерен низкий уровень развития  познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, нечуткость, агрессивность, безразличие, грубость.

    Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не  обладающие достаточной педагогической культурой родители.

    СПРАВОЧНО: Сложившаяся в настоящее в Столинском районе ситуация в сфере подростковой преступности крайне неблагоприятна и требует принятия незамедлительных мер.

Так, рост количества совершенных несовершеннолетними преступлений регистрировался уже в 2014 году и сохраняется до настоящего времени. По итогам 7 месяцев текущего года подростками совершено 31 преступление, что на 63% больше, чем в 2014 году. С 6,6% до 8,1 % возрос удельный вес совершенных подростками преступлений в общем объеме расследованных. Коэффициент подростковой преступности (количество преступлений на 10 000 несовершеннолетнего населения) в полтора раза превысил средний показатель по области (73,3 и 47,1 соответственно).

Особую тревогу вызывают факты групповых преступлений. Каждый второй подросток в регионе совершил преступление в составе группы (10). Каждое второе преступление совершено группой при участии несовершеннолетнего (19).

         Однако в настоящее время следственным комитетом расследуется 3 уголовных дела по фактам совершенных несовершеннолетними и при их участии преступлениям.

         За 7 месяцев 2015 года несовершеннолетние Столинского района в ночное время суток (в основном в состоянии алкогольного опьянения) совершили 13 краж, угоняли транспортные средства, причиняли тяжкие телесные повреждения, стреляли из газобаллонного пневматического пистолета, применяли насилие над несовершеннолетними, покушались на изнасилование.


Уважаемые родители! 

         Всегда ли вы знаете, где находится ваш ребенок?

         Контролируете ли вы время возвращения ребенка домой?

Создание эффективной системы воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних – задача чрезвычайно сложная. Но эффективность и результативность данного процесса возможна только при целенаправленном взаимодействии: ученик – родитель – школа.Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних предполагает целый комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление  среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетнего правонарушителя.

 

 

         Факторы, имеющие воспитательное значение

 

Уважаемые родители! 

- Ребенок, в первую очередь, учится тому, что видит у себя дома: родители ему пример.

- Принимайте активное участие в жизни семьи.

- Старайтесь находить время, чтобы поговорить с ребенком.

- Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все возникающие в его жизни сложности.

-  Помогайте развивать у ребенка умения и таланты.

- Действуйте без нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

- Имейте представление о различных этапах в жизни ребенка.

- Уважайте право ребенка на собственное мнение.

- Умейте сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

- С уважением относитесь ко всем членам семьи.

- Старайтесь меньше совершать ошибок.

- Учитесь смотреть на жизнь глазами ребенка.

- Доверяйте всем членам семьи.

- Боритесь не с ребенком, а с проблемой.

 

 

свернуть

Когда возникает интерес у детей к наркотикам?

8 – 10 лет. Детей интересует все, что связано с наркотиками: их действие, способы употребления. Наркотик – это неизвестный и запретный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследований, дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не воспринимали всерьез. Знания о наркотиках отрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы; возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителей (передаточное звено).

11-13 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании. О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику если не позитивное, то с присутствием определенного «ореола привлекательности». Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой. Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ, аддиктивное поведение.

14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне – в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный - через близких знакомых и друзей.

Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику.

свернуть

Детские страхи - это серьезно

Как родители могут помочь своему ребенку справиться с возникшей у него проблемой?

Рецепты от страха.

Никогда не фиксируйте страх, не поддерживайте его. Категорически запрещены разговоры в присутствии ребенка: Нет, этого мультика нам не надо, мы пугаемся..., Знаете, он у меня боится кошек, уберите кошку и т.п.

Попробуйте, например, страх нарисовать (слепить, сшить из любого материала, свернуть хоть из целлофанового пакета). Главное, чтобы ребенок осознавал, что это изображение страха. Чем больше ребенок будет говорить, объяснять изображение тем лучше. Теперь нужно порвать рисунок, спустить в туалет, сжечь под маминым руководством, хоть заморозить в морозилке. Внимание: нельзя просить рисовать страх своей смерти или родителей, а также события, которые произошли с ребенком недавно: укусила собака и т.д.

Можно создать защитника реального (папа или дедушка, который поймает страшное и ему наподдаст) или выдуманного. Изолируйте пугающий персонаж, лишите его силы: Змей Горыныч летал без шарфа, простудился и разучился летать. Ищите, во что поверит ребенок. Дайте вашему чаду самому примерить роль защитника, силача, бесстрашного героя: пусть играет в Бэтмена или в Илью Муромца, представляет себя не маленьким и слабым, а напротив отважным и непобедимым.

Не упускайте случая сказать ребенку, что мама-папа-бабушка его любят и в обиду никогда не дадут.

Кому-то может помочь Волшебный зонтик. Сделайте из обыкновенного зонтика сказочный: раскрасьте, приклейте яркие, красивые аппликации. Когда ребенок готовится ко сну, раскройте над ним волшебный зонтик и скажите, что теперь он будет видеть разноцветные сны.

Сказкотерапия. В сказках есть ответы на многие детские вопросы. Не всякому взрослому под силу говорить с ребенком о смерти. Доверьтесь, например, Андерсену ( Ангел, Девочка со спичками, Дочь болотного царя в переводе Анны Ганзен, а не адаптированные!). Творите сами расскажите старую печальную сказку с другим, счастливым концом.

Религия. Священники говорят, что возрастной страх смерти быстро проходит у воцерквленных детей. В религиозной семье ребенок с пеленок знает, что смерти нет, а душа бессмертна.

Однако, если страх навязчив, отличается яркостью и сюжетностью, мучает ребенка долгое время лучше обратиться к детскому психологу. Если ребенок говорит неправду.

Большинство из родителей вскипают гневом, когда уличают детей во лжи. Однако неблаговидное поведение родителей – лишь одна из причин, объясняющих, почему одни дети лгут больше, чем другие. Интеллект ребенка, особенности его личности, круг общения также играют немаловажную роль. В возрасте 5-6 лет ложь детей носит характер некого "полета", похожего на бегство от действительности, и тут скорее подходит определение фантазирования, а не ложь. Дети бывают захвачены своими фантазиями настолько, что сами верят в реальность своей фантазии.

Существует много видов лжи, как впрочем, и правды. Причины, по которым люди лгут, простираются от стремления избежать наказания, до желания сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир. Важно знать те способы, к которым прибегает ребенок, чтобы солгать, а также мотивы, которыми он при этом руководствуется.

Виды лжи.

  • 1. Умолчание. В случае умолчания обманщик может считать (а пойманный – клясться), что он собирался покаяться и не стал лгать в ответ на прямой вопрос.
  • 2. Оправданная ложь. Большинство родителей учат своих детей солгать в том случае, когда сказать правду может быть опасно.
  • 3. Жульничество.
  • 4. Хвастовство и преувеличение. Это еще один вид лжи, весьма характерный для детей. Мотив этой лжи очевиден – повысить свой социальный статус, выглядеть в глазах других людей более важным, привлекательным, интересным.

Мотивы лжи.

  • 1. Стремление избежать наказания.
  • 2. Страх унижения.
  • 3. Ложь с целью защиты товарищей.
  • 4. Ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь.
  • 5. Ложь ради проверки собственной силы.
  • 6. Самозащита или защита другого человека.
  • 7. Желание не создавать неловкую ситуацию.
  • 8. Желание выразить свою враждебность к нам.

Дети прекрасно осознают, что ложь раздражает взрослых, но они именно этого и добиваются – хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание. Ложь – это их способ отплатить нам той же монетой – ведь это такой "подвиг": заставить родителей выйти из себя! Они доказывают себе, что не зависят от отца и матери, иной раз даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родителям. Правильно прореагировать на детскую ложь и на то, что она призвана скрыть – важная задача для родителей. Когда отец объясняет, что ребенок, не пришедший вовремя домой, заставляет его сильно беспокоится, он преподает куда более надежный урок, нежели выходя из себя, тем самым, подталкивая ребенка ко лжи.

Бить или не бить?

Доказано, что ребенок, подвергающийся физическим наказаниям, лжет чаще, чтобы избежать их.

Как вести себя родителям?

  • избегайте применять физические наказания;
  • отделяйте наказание за ложь от наказания за скрываемый ложью поступок;
  • доверяйте вашему ребенку.

Ложь – это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. В случае, если ваш ребенок постоянно обманывает, независимо на кого направлена его ложь, сопровождаемая агрессией, необходимо обратиться к специалисту.

свернуть

Почему ребёнок уходит из дома?

В чем же тут дело? Почему ребенок уходит из дома?

Надо отметить, что до семилетнего возраста дети дом не оставляют. Их психологическая зависимость от родителей еще очень сильна. Если малыш и оказался один на улице, то это, скорее всего, означает, что он просто потерялся или заблудился.

С наступлением школьного возраста психологическая зависимость слабеет, и уход из дома становятся возможен. Иногда основным побудительным мотивом становится потребность во множестве новых и ярких впечатлений. Ребенок, которому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далекие страны (чаще всего знакомые по ярким описаниям в приключенческой литературе). Подстегивают его и романтические примеры сверстников-бродяг, которыми изобилуют детские книжки и фильмы.

Гораздо чаще дети уходят из дома просто в поисках новых впечатлений, а также стремясь уклониться от школьных занятий, предъявляющих непосильные для них требования дисциплинированности и трудолюбия. Возвращенные домой, они нередко предпринимают повторные попытки ухода, влекомые неодержимым соблазном вольной жизни без всяких социальных ограничений. Такое поведение является результатом ошибок в воспитании, прежде всего недостаточного внимания родителей к потребностям и интересам ребенка. В большинстве случаев уход из дома это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни.

Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Для подростков типично стремление противопоставить свои суждения и вкусы взрослых. Обычно это ограничивается расхождением музыкальных и галантерейных пристрастий. Но нередки и более острые конфликты, когда уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.

Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учебе. Хроническая неуспеваемость ребенка, пренебрежительное отношение одноклассников порождает ощущение изоляции. Ребенок пытается демонстративно бесшабашным поведением компенсировать внутреннее напряжение, но это обычно приводит лишь к усилению педагогического давления. В данном случае от родителей требуется умение тактично, не подрывая авторитета школы, встать на сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие проблемы.

Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Так называемые брошенные дети, чьи родители, действительно отвернулись от них, составляют абсолютное меньшинство. В большинстве случаев побег из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода. Большая часть побегов длиться по времени не очень долго, и уже через несколько дней беглецы возвращаются домой. Но если даже такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, которые не должен быть проигнорирован.

Нет нужды говорить о том, что предоставленный сам себе, ребенок легко подпадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Но даже если такой неприятности не случилось, уход из дома не проходит бесследно. Проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, попрошайничать, красть. Будет правильно, если в какой-то момент вы, находясь на улице, укажете своему ребенку на жесткую реальность жизни детей, сбежавших из дому: голод, лишения, опасности.

Что бы ни случилось с вашими детьми, помните, что вы очень далеки от того, чтобы быть полностью в ответе за их поведение и жизнь. Ребенок это личность со своими правами, совершающая свои ошибки и осуществляющая свои попытки сеять и пожинать плоды. Говорят: от хороших родителей не убегают. Наверное, хорошие родители это те, кто способен так построить отношения с ребенком, чтобы избавить его от разочарований.

свернуть

Роль отца в воспитании ребёнка

В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом. Справедливо возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы, побеги из дома, бродяжничество, самоубийства среди детей и подростков? Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка?

В одной из школ был проведен эксперимент: учитель предложил детям рассказать, что они думают о своих отцах. Что же оказалось?

  • Во-первых, более чем у половины детей не было отцов – большинство из них ушли из семьи, когда дети были совсем маленькими и перестали с ними общаться.
  • Во-вторых, незначительная часть детей высоко оценивала достоинства своих отцов, а большинство отзывались о них неопределенно. Лишь единицы гордились своими отцами. Многие вообще старались не упоминать о своих отцах или скрывали их очевидные недостатки. Учитель знал, что у таких детей отцы либо пьяницы, либо ведут асоциальный образ жизни. Среди отцов были и такие, что вели себя внешне благопристойно, но авторитетом у детей не пользовались.

Причины тому были разные, но сводились они к следующим:

  • отцы не обращали внимания на воспитание своих детей;
  • говорили одно, а поступки совершали совсем иные – это двуличие больно ранило подростков и без того, в силу особенностей подросткового периода, крайне обостренно относившихся ко всякому лицемерию;
  • недостойно вели себя дома, хотя на производстве высоко оценивались руководством.

Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца» - это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама – это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого. Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие – идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать – отцу или матери.

Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет. Успешность идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом.

Опрос старшеклассниц, молодых женщин и зрелых матерей позволил сформулировать своеобразный «нравственный кодекс» настоящего отца: ответственность, чувство долга, физическая и нравственная сила, смелость и мужественность, верность, надежность, великодушие. Нравственная позиция отца определяет его позицию и как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина – существо более эмоциональное, одухотворенное, то и в педагогической деятельности она, в основном, руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А значит, он четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы. В заключение, хотим пожелать отцам большей уверенности в собственных силах. Пробуйте, пытайтесь, ошибайтесь, наконец, но, пожалуйста, не оставайтесь равнодушными к своим детям.

свернуть