Материалы

Рекомендации родителям "Благоприятные отношения между родителями и детьми"

20.10.2022

 Семья начинается с мы, решайте вместе любые противоречия и проблемы.

  • Уважайте друг друга, внимательно относитесь к просьбам и желаниям другого.
  • Не упрекайте, не обвиняйте и не унижайте друг друга.
  • Спешите сделать доброе дело и не ждите награды.
  • Будьте терпимы, не спешите излить свой гнев, подумайте сначала.
  • Смейтесь вместе, а не над…
  • Умейте понять и простить друг друга.
  • Ищите друг в друге хорошее, говорите о достоинствах
  • Даже если уверены , что виноват кто-то, ищите причину в себе.
  • Делайте первым шаг навстречу, если возникнет ссора или конфликт.
  • Что же делать, если проблемы не разрешаются?  Настроиться на то, что вам понадобиться терпение и настойчивость.
  • Смириться с мыслью, что каждый имеет право на своё мнение, каждому нужно
  • уметь уважать права других.  Использовать стратегию сотрудничества-то есть максимального
  • удовлетворения интересов обеих сторон, это даст возможность конструктивно
  • разрешить конфликт.

 

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

20.10.2022

Классификация интернет-угроз

Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей: 

•    суицид-сайты; 

•    сайты-форумы потенцинальных самоубийц;

•    наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»); •    сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);

•    сайты порнографической направленности;

•    сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);

•    сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;

•    секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка). 

Правила работы в сети Интернет

1.    Не входите на незнакомые сайты.

2.    Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

3.    Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину. 4.    Никогда не посылайте никому свой пароль.

5.    Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

6.    При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)

7.    Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.

8.    Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

9.    Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

10.    Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране

11.    Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

Советы по безопасности в сети Интернет

в возрасте от 13 до 17 лет

•    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).

•    Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

•    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

•    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю. •    Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

•    Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

•    Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.

•    Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

•    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

•    Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

•    Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

•    Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

•    Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

свернуть

Психологические и физиологические особенности шестиклассников

20.10.2022

Возраст от 10 - 11 до 15 лет является подростковым, он связан с перестройкой организма человека – половым созреванием. Этот период обычно проходит трудно и для ребёнка, и для близких ему людей.

Основные проблемы этого периода: эмоциональная нестабильность, изменение характера отношений к окружению и к себе, ценностные ориентации, деятельность и увлечения, самоутверждение и самоопределение, непонимание, досуг, любовь, речевая культура, психологическая культура, социальная ситуация развития. В это время ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители. Это вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения и ведет к вспыльчивости, агрессии или, наоборот, к апатии.

В связи с физическими и физиологическими изменениями у подростков происходят неоднократные перепады в настроении. Бодрость, азарт, радужные планы сменяются на чувство разбитости. Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры. Это приводит к некой непропорциональности тела, угловатости. Подросток пребывает всё время в состоянии стресса. Эмоциональная нестабильность усиливается.

Из-за бурного роста и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Ребёнок остро переживает все недостатки внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильные черты лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – всё расстраивает, а иногда и приводит к чувству неполноценности, скрытности, даже неврозу.

В подростковом возрасте последовательно возникают чувство взрослости и представление о себе. Подросток уже не ребёнок, но еще и не взрослый. Он относиться к себе как к взрослому, ощущает и осознаёт себя в какой-то смысле взрослым человеком. Иногда взрослость выражается эпизодически.

Для подросткового возраста характерны и первые признаки полового созревания. Они могут быть выражены в различной степени и проявляются у одних детей раньше, у других позже. Эти факторы объясняют появление у подростков тревожности, возбудимости, депрессии. Подростку трудно чувствовать себя идентичным другим, понять свою целостность и стабильность. Физиологическая перестройка организма вызывает частые изменения физического состояния и самочувствия. Из-за личностных переживаний настроение становится неустойчивым, подросток бывает очень ранимым, а его реакция нередко – неадекватной.

Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга, как правило, имеют не учебный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические, и то не все.

Подростковый возраст – это период проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью лихорадит, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия выходят наружу. Главное в это время – уважение подростка, взаимопонимание, общение на равных, любовь и поддержка. В противном случае, подросток уйдет в ту группу равных, где его примут таким, какой он есть. Общение занимает существенное место в жизни подростка. В общении происходит понимание социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Чтобы утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может осуществить свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создаёт возможность реализации своей индивидуальности».

Именно потребность в общении (у подростков она особенно обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.

Особое значение для подростковой субкультуры имеет сленг (языковая игра, отход от языковой нормы). Помимо сленга появляется также  применение нецензурных слов и выражений.

В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают «задираться», «приставать» и прочее. Девочки, чаще всего осознавая причины таких действий, не берут это во внимание. У старших подростков появляется стеснительность, напряжённость, скованность. Романтические чувства стимулируют развитие морального сознания и эстетического отношения к действительности.

Общение, отношение к сверстникам, к себе, к родителям занимает важное место в жизни подростка и пронизывает всю его жизнь, а также будущее.

Подростковая дружба – сложное, противоречивое явление. Подросток стремиться иметь близкого, верного друга и поспешно меняет друзей. Невнимательность и непонимание приводит к чувству одиночества. В этом возрасте близкие друзья - ровесники, а круг общения гораздо шире, чем в предыдущем возраст

Дружба у подростков означает, что друг или подруга является источником социальной и эмоциональной поддержки. Если дети от 7 до 10 лет выбирают в качестве главных источников поддержки не друзей, а близких членов семьи – родителей, сестёр, братьев, бабушек и дедушек, то 14-летние дети реже опираются на близких членов семьи. Они считают, что лучше пойдут к друзьям, так как близкие друзья разделяют их мысли и чувства и смогут поддержать в период всплеска эмоций и стресса.

Подросток может сплотиться с группой по симпатии, по общим интересам, занятиям, способам развития. Уровень развития группы зависит от критериев развития. Образуются неформальные группы или компании.

Подросток может входить одновременно в несколько групп, но психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Неоднократно подросток чувствует себя одиноко рядом со сверстниками в шумной компании. Иногда подростка не принимают в группу и часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети.

Подростковый возраст самый опасный и нестабильный, требующий большого внимания и терпения.

Таким образом, ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Если нет такой возможности, то наблюдается социальная неадаптированность, что иногда приводит к правонарушениям. Оценки сверстников приобретают большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток боится утратить популярность среди сверстников. Отношения с взрослыми, прежде всего с родителями, - ещё одна значимая сфера отношений подростков.

Влияние родителей уже ограничено, так как подросток стремится к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

В этот сложный для всех период всё зависит от стиля воспитания в семье и перестройки родителей – принять чувство взрослости своего ребёнка. Основные конфликты возникают из-за контроля родителей жизни подростка. Неблагоприятны жёсткий, тотальный контроль, а также отсутствие контроля. Нельзя относиться к подростку как к ребёнку и одновременно как к взрослому. Важны понимание, эмоциональное тепло и внимание. Молодые люди хотят равенства и уважения, которые уже ощущают себя именно людьми, а не детьми.

Подросток остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует, прежде всего, признания равных с окружающими взрослыми прав. Формирующееся в этом время чувство взрослости выражается в стремлении к независимости. В утверждении своего личностного достоинства и требовании к взрослым уважать эти стремления.

Отсюда бесконечные битвы по такому вроде бы пустячному поводу, как одежда и внешний вид. Это главный очаг сопротивления молодого поколения.

Присутствует также и элемент родительской ревности, потому что на ребенка начинает оказывать большое влияние кто-то посторонний, с кем ребенку уже интереснее, чем с папой и мамой. Но важен опять-таки и элемент контроля, точнее, невозможности его осуществить. А подросток не хочет осуществления такого контроля за своими «связями».

Конфликт со старшими важен подросткам не сам по себе, дело вовсе не в том, что родители им не нужны, что они совсем их не уважают. Подростки требуют уважения к себе, они хотят, чтобы к ним относились как к равным, признавали их право на собственное «Я».

Но при всем своем стремлении к независимости подростки остаются зависимыми от мнения родителей. Для подростка важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого.

Так что, какими бы взрослыми ни хотели казаться подростки, они все еще остаются детьми, требующие заботу и защиту. Именно чувство защищенности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни. И от того, насколько хорошо родителям удастся пройти по тонкому льду взаимоисключающих потребностей своих взрослеющих детей, зависит благополучие и самих детей, и всей семьи.

Дети в сельской местности легче переносят кризис подросткового возврата, чем в городе. Здесь они больше времени проводят с родителями, много помогают по дому и хозяйству, меньше времени остаётся на общение со сверстниками. Запреты родителей хоть и нарушаются, однако, они для детей – авторитет. Значит, роль родителей в сложный возрастной период очевидна.

Непонимание между родителями и детьми приводит к нарушению образа жизни, стрессам, девиантному поведению. Здоровье подростка находится под угрозой. Ведь очень многие люди приобретают вредные привычки именно в подростковом возрасте, и в течение жизни не могут от них отказаться.

Воспитывая запретами, родители лишают своего ребёнка необходимой среды развития. Психоэмоциональные перегрузки: длительное напряжение, непрерывные стрессы, конфликтные ситуации - подрывают здоровье подростка, усложняют и без того сложный период в его жизни (к стрессам устойчивы лишь 10% детей).

Внимание, терпение, понимание, уступчивость, интерес, забота – главное, что ждет подросток от взрослого. Для подростка взрослый или друг, или враг, третьего не дано. Затруднение и без того трудного периода жизни может привести его или к суициду, или к девиантному поведению (ущерб здоровью, образованию, карьере).

Проблемы подросткового возраста можно решить, если рядом окажутся компетентные взрослые.

Основные ценности подросткового возраста – это счастливая семья, здоровье, материальное благополучие, но если подростка не понимают, то именно этими ценностями он и жертву

свернуть

Памятка для родителей "Ваш ребёнок - пятиклассник"

20.10.2022

Буклет "Отношения в семье"

20.10.2022

Рекомендации для родителей «Как помочь ребенку на этапе адаптации»

20.10.2022
  • Воодушевите ребенка, рассказывая дома о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запомните отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
  • Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью и уважением к своему учителю.
  • Знайте школьную программу ребенка и особенности школы, где он учится. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемым родительским комитетом школы. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений, например, на полчаса больше можно посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше – за плохие. Такие правила, сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
  • Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

свернуть

Круглый стол “Проблемы адаптации и дезадаптации”

20.10.2022

Круглый стол “Проблемы адаптации и дезадаптации”

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания, развития ребенка-первоклассника в период адаптации.

Задачи:

создать эмоциональный настрой на совместную работу;

раскрыть понятие физиологической и социально-психологической адаптации;

формировать представления о том, что характер детско-родительских отношений и микроклимата семьи напрямую влияет на эмоциональное состояние ребенка в период адаптации;

обучить родителей формам и методам формирования у детей навыков, необходимых для успешной адаптации.

  1. Вступительная часть

         Классный руководитель: Уважаемые родители! Мы рады сегодня встретиться с вами и надеемся на полезное и приятное общение (слайд 1).

Сегодня мы рассмотрим новые для вас понятия, которые заключены в облако слов, ответим на многие интересующие вас вопросы и поможем в решении проблем в адаптации первоклассников (работа с облаком слов, вычленение ключевых слов и понятий) (приложение 1, слайд 2).

         Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружение в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой и т.д.

         В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоции и переживаний, круг общения. Нам предстоит определить основные проблемы адаптации учащегося первого класса и выяснить, какую помощь могут оказать родители для успешной учебы ребенка. Для плодотворной работы нам необходимо поближе узнать друг о друге.

         Упражнение «Знакомство»

         Каждый участник рассказывает немного о себе, своей семье и ребенке.

         Упражнение «Кладовая вопросов»

В центр поставить коробку. Участникам предлагается написать вопросы, которые их интересуют, но о которых стесняются спросить. Подписывать лист с вопросами не надо.

  1. Информационный блок

         Педагог-психолог: Первый класс – это серьезное испытание не только для ребенка, но и для всей семьи. От того, как пройдет этот первый школьный год, во многом зависят все последующие.

         В адаптационный период дети по-разному реагируют на смену обстановки: могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми, робкими, плачут больше обычного; могут иметь нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается интерес к игрушкам, играм (слайд 3).

         Виды адаптации: физиологическая, социально-психологическая (слайд 4).

Физиологическая адаптация

         Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов физиологической адаптации (слайд 5):

1) «физиологическая буря», или период острой адаптации (первые 2-3 недели) при поступлении в школу, когда в ответ на изменившиеся условия все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением, ребенок переживает адаптационный стресс, в результате в сентябре многие первоклассники болеют. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием экстремальных нагрузок на взрослый, хорошо тренированный организм;

2) период неустойчивого приспособления, когда организм ребенка находит приемлемые и появляются близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия и ситуацию;

3) период относительно устойчивого приспособления: организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением, организм находит наиболее подходящие, адекватные новые нагрузки, варианты реагирования. Только на 5-6 неделе обучения показатели работоспособности постепенно начинают расти и становятся более устойчивыми, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением, или собственно адаптация. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления может затягиваться и до 9 недель.

         Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации – приблизительно 5-6 недель, из которых наиболее сложными является первый месяц. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. [1, с.3]

         Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу первой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления). Многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

 

 

Социально-психологическая адаптация

         Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 7 (6) лет (слайд 6).

         Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль «ученик».

         Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

         В период 6 – 7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. Цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6 – 7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний. Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении – первый год обучения является безотметочным, т.е. при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности.

         Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим ребенком: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

  1. Практическая часть

Участники семинара обмениваются мнениями, по желанию рассказывают о проблемах собственных детей в период адаптации. Обсуждаются проблемы из «Кладовой вопросов» (слайд 7).

Тест-задание «Как бы ты поступил»

Предлагается проанализировать проблемные ситуации, с которыми могут столкнуться родители (приложение 2).

Участникам семинара предлагается создать «Визитку современного первоклассника». Это интересы и увлечения, радости и трудности. После выполнения задания участники представляют свою визитку. В ходе обсуждения составляются рекомендаций по успешной адаптации, которые записывают на доске. Родители из личного опыта рассказывают, как они помогают детям легче пережить период адаптации.

  1. Информационный блок

Проявления дезадаптации первоклассников

  1. Неврозоподобные расстройства:

нарушение сна, нарушение аппетита, неадекватные реакции, жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п., страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т. п.), нарушение темпа речи (запинки) (слайд 8).

  1. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний и т. п.).
  2. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).
  3. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
  4. Снижение учебной мотивации.
  5. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и воспитателей может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно. [2, с.4]

свернуть