Алгоритм работы с кризисным случаем

Алгоритм работы с кризисным случаем

1. Организация антикризисной группы

  • Представитель администрации
  • Педагог-психолог
  • Педагог социальный
  • Классный руководитель
  • Родители (законные представители)
  • Медицинский работник
  • Инспектор ИДН и пр. специалисты, необходимые для участия

2. Изучение ситуации                                                                                          - получение запроса и первичной информации о случае (особенности произошедшего, особенности ребенка, совершившего правонарушение, ставшего свидетелем или жертвой правонарушения, или ребенка-суицидента со слов заявителя);                                                                                                          - определение круга лиц, вовлеченных в ситуацию (кому о ней уже известно, кто предположительно повлиял на ситуацию и пр.).

3. Взаимодействие с другими специалистами

  • Информирование представителя администрации;
  • Определение конкретных специалистов, необходимых для участия в антикризисной команде;
  • Назначение школьного заседания  антикризисной группы;
  • Обращение за помощью в иные организации, оказывающие медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи (психиатр, следственный комитет, полиция, опека, приют и пр).
  • Предупреждение о неразглашении информации.
  • Локализация распространения слухов (грамотное взаимодействие с журналистами, в т.ч. совместно с администрацией учреждения образования, подготовка информации по происшествию, которая вслучае необходимости будет представлена в СМИ).

4. Построение рабочей гипотезы                                                                                         Пример 1. Правонарушение (преступление) совершено подростком как демонстративная реакция на несправедливые на взгляд подростка требования родителей и  педагогов с целью освобождения от избыточных требований любой ценой.                                    Пример 2. Попытка предпринята с целью прекращения трудной жизненной ситуации (одиночество, буллинг, насилие в семье)

5. Сбор дополнительной информации с целью определения факторов риска и поддерживающих ресурсов

  • Сведения о личностных особенностях (если имеются по результатам предшествующей диагностики психолога, сбор анамнеза, характеристика ребенка классным руководителем, референтными лицами с предупреждением о сохранении конфиденциальности);
  • Сведения об условиях семейного воспитания, характере взаимоотношений с близкими, социальной ситуации и пр.;
  • Сведения о ситуации в классе и школе, определение социального статуса, характера взаимоотношений с обучающимися и педагогами, определение круга референтных лиц, увлечений, ценностей; о состоянии отдельных учащихся, информации о степени включенности детей в ситуацию (говорили, знали, обсуждали, читали, слышали), о степени близости отношений,  и пр.;
  • Сведения о дополнительных факторах: внешкольной деятельности, предшествующих событиях, вовлеченности в группировки, употребление ПАВ, наличие эмоционально значимых отношений вне семьи  школы, посещение определенных сайтов, переписка в социальных сетях и пр.

6. Разработка плана работы со случаем.                                                                                  Наилучший вариант разработка совместного поэтапного плана помощи по конкретному случаю на заседании кризисной группы. Преимущества - разделение ответственности между специалистами, вовлечение родителей в работу поддерживающей команды, исключение отпускание ситуации на самотек и пр.

7. Реализация плана работы психолога/педагога социального со случаем.

  • Беседа с подростком  в острый кризисный период (принятие острой кризисной реакции, обеспечение условий для эмоциональной разрядки);
  • Консультирование подростка психологом, социальным педагогом (периодичность встреч 1-3 в неделю);
  • Работа с семьей (в рамках консультирования, возможны при необходимости совместные встречи родители-подросток);
  • Работа с педагогами (консультирование, разработка плана совместных действий);
  • Работа с группой детей (при необходимости, если они вовлечены в ситуацию либо она эмоционально значима для них);
  • Включение в обычную для подростка школьную жизнь;
  • Организация досуга по интересам подростка;
  • Включение подростка в групповую /тренинговую работу с целью укрепления личностных ресурсов (если острый кризисный период миновал);
  • Поддерживающее сопровождение (на протяжении 1 года)

8. Завершение работы со случаем.                                                                                

Обсуждение на заседании. Подведение итогов.

Условия эффективной помощи подростку:
- высокая мотивация всех участников;
- социально-психологическая компетентность специалистов и руководителей учреждения;
- скоординированность и последовательность действий.

Результат работы с кризисным случаем достигнут, если подросток:

  • Чувствует сожаление, раскаяние в случившемся, если он совершил правонарушение;
  • Имеет искреннее намерение изменить ту часть ситуации, которая зависит от него;
  • Воспринимает себя, как достойного человека, совершившего неблаговидный поступок или, находящегося в трудной жизненной ситуации;
  • Имеет представление о помогающих службах и специалистах;
  • Имеет план, что и в какой последовательности делать;
  • Верит в себя и свои возможности.