Итоговые справки

Итоговая справка 2018

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Брестского облисполкома

Отдел образования, спорта и туризма Столинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Лядецкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа»

 

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Консультант

Савостёнок Пётр Николаевич,

начальник центра дополнительного образования ГУО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат философских наук, доцент

________________________подпись

«____»___________2018

Телефон: 8(017) 327 86 35

 

Директор государственного учреждения образования «Лядецкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа

Ляшук Оксана Николаевна

______________________подпись

«____»___________2018

 

 

 

СПРАВКА

о результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся»

Сроки реализации 2015-2018 годы

 

 

 

Руководитель проекта

Ляшук Оксана Николаевна, директор учреждения

контактные телефоны

+375-29-7975704

(8-01655) 96-2-01

225542, аг.Лядец

Столинского района

Брестской области

ул. Ленина, 35а

е-mail: lyd@stolin.edu.by

 

 

 

 

Лядец, 2018

Общие данные

Государственное учреждение образования «Лядецкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» реализует инновационный проект «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся», рассчитанный на 2015-2018 годы. Руководителем инновационного проекта является Ляшук Оксана Николаевна, директор учреждения образования, консультантом – Савостёнок Пётр Николаевич, начальник Центра дополнительного образования БГПУ им. М. Танка, кандидат философских наук, доцент.

В реализации проекта участвуют 28 учащихся VII-XI классов и 8 педагогов. В состав участников входят директор, заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог, учителя, преподающие русский язык и литературу, белорусский язык и литературу, иностранный (немецкий) язык, историю, информатику, физическую культуру и здоровье, педагог дополнительного образования, трое педагогов являются классными руководителями V, VІІ, Х классов.

Введение

В связи с изменениями, происходящими в Республике Беларусь: демократизацией общества, построением правового государства, признанием основных прав и свобод человека, о которых говорится в Конвенции о правах человека и Конвенции о правах ребенка, в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также расширением возможностей в развитии личности – остаётся актуальной проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.

Согласно основным нормативным правовым документам, регламентирующим образовательный процесс, одной из основных задач воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь в современных социокультурных условиях является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции.

Современным методом формирования социально-гражданских компетенций является метод устноисторических исследований, который является источником исследования путем сбора воспоминаний живущих людей и базируется на устных воспоминаниях, получаемых в ходе беседы исследователя с респондентом, свидетелем определенных исторических событий.

Для нашего учреждения образования актуальность изучения устной истории обусловлена недостаточным уровнем сформированности у учащихся социально-гражданских компетенций, разрывом связи поколений для передачи ценностей, традиций, национальной культуры и истории родного края.

Внедрение модели устноисторических исследований родного края повышает у учащихся мотивацию к изучению истории в ходе сбора информации, её обработки, обобщения и представления в проектах, музейной деятельности, участия и побед в конкурсах. Метод устной истории помогает в восстановлении связи поколений и способствует поддержанию национальной идентичности. В свою очередь, связь с прошлым необходима для успешной социализации учащихся.

Таким образом, на современном этапе актуальным становится поиск таких направлений, условий, методов и средств, которые бы обеспечили эффективность формирования социально-гражданских компетенций на основе сохранения и развития национальной культуры и социальной (исторической) памяти средствами краеведения.

Для реализации проекта была поставлена цель: формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством их включения в деятельность по изучению малоизвестных страниц истории родного края с использованием метода устной истории.

Ежегодно задачи инновационной деятельности соответствовали основным этапам проекта и были направлены на достижение цели:

1. Обеспечить условия для создания социально-образовательной среды, способствующей формированию социально-гражданских компетенций учащихся и повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации инновационного проекта.

2. Создать эффективную систему гражданско-патриотического воспитания учащихся, базирующуюся на изучении истории родного края посредством устноисторических исследований.

3. Выявить эффективные приемы и механизмы развития и обогащения личностного социального опыта учащихся как участников коммуникации при общении с очевидцами и участниками исторических событий.

4. Разработать систему повышения профессиональной компетентности педагогов в решении проблем гражданско-патриотического воспитания учащихся.

5. Обобщить опыт педагогов по реализации устноисторических исследований учащихся и обеспечить трансляцию его в образовательную практику.

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

С целью успешной реализации инновационного проекта в учреждении образования создана система эффективного управления инновационной деятельностью, благодаря которой значительная часть педагогического коллектива была включена во внедрение модели устноисторических исследований.

Формирование управленческой команды позволило создать организационную и психолого-педагогическую среду, которая строится на активном взаимодействии всех участников инновационного проекта.

Система управления базируется на современных принципах: личностно-ориентированном, культуросообразном, деятельностном, продуктивном. Основополагающим принципом управленческой деятельности стал принцип делегирования управленческих полномочий участникам инновационного проекта.

Определяющими концептуальными подходами в создании системы управления проектом являются:

системный (создана система управления реализацией инновационного проекта, система методической работы);

проблемный (организована работа проблемной группы, решается проблема освоения и использования в практической деятельности методики устноисторических исследований);

компетентностный (социально-гражданские компетенции учащихся и профессиональная компетентность педагогов).

Ежегодно совершенствовалась структурно-функциональная модель управления учреждением образования в инновационном режиме (приложение 1).

Важнейшим условием эффективной реализации инновационного проекта является определение состава группы педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, целей и направлений деятельности каждого из них, распределение между ними функциональных обязанностей, что регламентировалось приказами директора. Реализация инновационного проекта осуществлялась в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, на основании приказов Министерства образования Республики Беларусь, управления образования Брестского облисполкома, отдела образования, спорта и туризма Столинского райисполкома, учреждения образования. Планы постоянно действующего семинара-практикума, творческой группы, школьных учебно-методических объединений, в состав которых входят педагоги, осуществляющие инновационную деятельность, рассматривались на заседаниях методического совета и утверждались приказами. Установлено тесное взаимодействие с научным консультантом, что позволяло своевременно осуществлять коррекцию плана работы. Все мероприятия соответствовали поставленным задачам. Приоритетное внимание было уделено определению конкретных результатов, механизмов и способов достижения запланированного. Ведущим принципом планирования инновационной деятельности является принцип преемственности.

Это позволило эффективно и целенаправленно организовать инновационную деятельность в соответствии с программой реализации инновационного проекта и его календарными планами на каждый учебный год, создать условия для формирования опыта педагогической деятельности, определить содержание, эффективные формы и методы работы, повысить уровень компетентности педагогов в сфере устноисторических исследований, уровень овладения учащимися методом интервьюирования.

Ведущей формой контроля являлись мониторинговые мероприятия и самоконтроль, что способствовало повышению эффективности управления инновационной деятельностью. Основными объектами мониторинга являлись потребность педагогов в методической поддержке, оптимальность условий осуществления инновационной деятельности. Управление инновационной деятельностью на основе мониторинговой информации позволило осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.

Механизмами включения педагогов в управленческую деятельность являлись такие средства, как самоконтроль, коллективное принятие решений, переход от централизации управления к децентрализации.

Включение педагогов в инновационную деятельность осуществлялось через консультации по вопросам оформления и ведения документации по инновационной деятельности, организацию инструктивно-методических совещаний с целью изучения нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность в учреждениях образования и ознакомления с планами работы по реализации данного проекта, создание атмосферы уважения, доверия, понимания, поощрение инициативы и творчества, материальное стимулирование участников инновационной деятельности.

Благодаря заинтересованности педагогов инновационной деятельностью произошло расширение инновационного поля: изменялся кадровый состав участников, расширялся состав учащихся. В результате взаимодействия членов педагогического коллектива ещё 40 процентов педагогов, не участвующих в реализации инновационного проекта, готовы к включению в инновационную деятельность, понимают её значимость в образовательном процессе.

Критериями оценки деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, являются общие (новизна исследования, масштабность, системность, эффективность, транслируемость), частные (полнота, согласованность структурных частей) и частные (реалистичность, реализуемость, инструментальность).

Практико-исследовательская деятельность педагогов в рамках реализации инновационного проекта была организована по темам, которые выбирались педагогами в соответствии с их зоной ближайшего развития, ежегодными итогами работы и связаны с проблемами овладения методом устной истории и интеграции результатов исследований в образовательный процесс (приложение 2).

Рефлексивная деятельность педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, и координация этой деятельности осуществлялась на основе анализа ведения педагогических дневников участниками проекта, индивидуальных собеседований, участия в заседаниях творческой группы.

Эффективность условий реализации инновационного проекта

На начало работы над реализацией проекта участвовало 7 педагогов, по окончании - 8. Педагоги-участники инновационного проекта ориентированы на развитие педагогических компетенций и заинтересованы в повышении качества образовательного процесса.

Инновационная образовательная среда способствовала профессиональному росту педагогов, в результате чего за отчетный период два педагога сдали экзамен на получение высшей категории, два – аттестовались на вторую.

Как условие эффективности реализации инновационного проекта была создана гибкая система непрерывного повышения квалификации, что обусловило положительную динамику профессионального мастерства педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.

Информационно-коммуникационное пространство и материально-техническое обеспечение учреждения образования способствовало реализации инновационного проекта. На официальном сайте имеется тематический раздел «Инновационная деятельность», который отражает работу в данном направлении. Ресурсное обеспечение инновационного проекта позволило создать должные условия для его эффективной реализации.

Работа с консультантом обеспечила усвоение и интериоризацию научной платформы инновационного проекта. Поэтому для нашего педагогического коллектива его реализация является наукоориентированной практикой, о чем свидетельствуют темы педагогических исследований, которые уточнены, скорректированы и согласованы с консультантом в ходе групповых и индивидуальных консультаций. Консультантом оказана помощь в определении тем педагогического исследования для вновь подключившихся к реализации инновационного проекта педагогов.

С целью совершенствования информационного поля для самообразования педагогов был уточнен и расширен каталог аннотированной литературы и интернет-ресурсов по теме инновационного проекта.

Совершенствовалась система методической работы с учётом инновационного компонента образовательного процесса. Откорректирована с учетом особенностей каждого года работы модель организационно-методического обеспечения инновационной деятельности (приложение 3).

Основополагающими методологическими принципами методической работы по формированию инновационной культуры педагогов являются принципы научности, системности, целенаправленности. Ведущими принципами являются принцип дифференцированности: содержание методической работы с педагогами, реализующими инновационный проект, осуществляется с учётом их профессионального уровня, сформированности определённых компетенций и носит опережающий характер, и принцип непрерывности. Принцип реализации непрерывного образования предполагал трёхступенчатый уровень повышения квалификации:

- в учреждениях образования, которые осуществляют организационно-методическое обеспечение;

- в рамках системы методической работы в учреждении образования;

- посредством самообразования, обеспечивающего целенаправленность, системность педагогического исследования.

Таким образом, система методической работы построена с учетом потребностей и запросов педагогов, необходимых для успешного решения задач, и способствует формированию инновационного опыта педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности осуществляется педагогом-психологом и представлено комплексом мероприятий диагностического, обучающего, исследовательского характера (тренинги, оказание методической помощи педагогам, исполняющим обязанности классного руководителя, учителям-предметникам, проведение диагностики и просвещения педагогического коллектива, учащихся, их законных представителей, изучение психолого-педагогической литературы по тематике проекта).

Для проведения мониторинга была разработана и осуществлена программа дня диагностики, регулирования и коррекции по вопросу эффективности инновационной деятельности в соответствии с критериями результативности инновационного проекта.

С целью выявления динамики инновационной компетентности и исследовательской культуры педагогов-участников инновационной деятельности было проведено анкетирование, результаты которого свидетельствуют о наличии положительной динамики в повышении профессиональной компетенции участников инновационного проекта.

Анализ результатов готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности показал, что среди педагогов наблюдается высокий уровень инновационного потенциала: 70 процентов педагогов желают принять участие в реализации инновационного проекта, понимают значимость инновационной деятельности в образовательном процессе.

В своей инновационной деятельности педагоги в первую очередь руководствуются мотивами, связанными с потребностью в профессиональном росте (54 процента), в контактах с творческими людьми и учеными в области педагогики (54 процента), с осмыслением недостаточности достигнутых результатов качества образования и желанием их улучшить (76 процентов).

Таким образом, педагогический коллектив имеет необходимый уровень академических, социально-личностных, профессиональных компетенций и готов к участию в инновационной деятельности, что подтверждается результатами деятельности учреждения и проведённого анкетирования. Понимание тенденций современного образования, осознание своей социально значимой роли на современном этапе развития государства позволяет педагогам оперативно включиться в инновационную деятельность.

С целью выявления уровней сформированности социально-гражданских компетенций педагогов и учащихся VIII-Х классов в апреле 2017/2018 учебного года проведено итоговое анкетирование, разработанное на основе трёх актуальных для инновационного проекта показателей. В качестве определяющих выявлялись следующие показатели: уровень гражданской компетенции (у учащихся); особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе (у учащихся); уровень коммуникативных качеств (у педагогов и учащихся).

Анкетирование показало стабильность уровня контактного показателя педагогов (высокий) и учащихся (средний), уровень информационного показателя у педагогов (владение теоретической составляющей устноисторических исследований) остался высоким.

Результаты диагностического исследования свидетельствуют о целенаправленности и эффективности инновационной деятельности в учреждении образования.

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Все запланированные мероприятия в соответствии с поставленными задачами выполнены.

Проведение инструктивно-методических совещаний позволяло корректировать деятельность и обеспечить системность работы.

Работа творческой группы содействовала повышению квалификации педагогических кадров в рамках реализации инновационного проекта, позволила создать дидактические материалы, разработать сценарии учебных занятий и воспитательных мероприятий, интегрировать устноисторические исследования в образовательный процесс.

Организация работы постоянно действующего семинара-практикума «Формирование социально-гражданских компетенций учащихся через различные виды деятельности посредством использования устноисторических исследований», совещаний по осуществлению работы учреждения образования в инновационном режиме, индивидуальных и групповых консультаций обеспечило формирование исследовательских компетенций педагогов, повышение информационной культуры педагогов в области устноисторических исследований.

Обсуждение проблемы интеграции устноисторических исследований родного края в воспитательный процесс во время проведения круглого стола с классными руководителями в январе 2017 года, инновационной деятельности как условия формирования профессиональной компетентности педагогов на заседании педагогического совета в апреле 2018 года позволило конкретизировать формы и методы работы с учащимися, повысить компетентность педагогов в области формирования социально-гражданских компетенций учащихся, инновационную компетентность и исследовательскую культуру педагогов.

В апреле 2018 года проведено заседание педагогического совета по результатам инновационной деятельности за три года, что позволило проанализировать результаты работы, выявить затруднения и проблемы третьего года, представить итоговые результаты реализации проекта, оценить деятельность педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.

Самообразование, повышение квалификации способствовали развитию информационной культуры учителей. В течение учебного года шло активное взаимодействие участников инновационного проекта с остальными педагогами. В учреждении образования была создана профессиональная среда для обмена опытом не только в рамках учреждения, но и в рамках межсетевого взаимодействия. Это проходило ежегодно через презентацию результатов исследовательских проектов учащихся на школьных и районных конференциях, проведение консультаций и оказание методической помощи педагогам учреждения образования, проведение межрегионального семинара и участие педагогов в республиканском семинаре в феврале 2017 года. Данные формы работы способствовали саморазвитию, самосовершенствованию педагогов, всего коллектива в целом (приложение 4).

С целью реализации профессионального развития педагогов в рамках проекта широко использовались возможности, предоставляемые учреждениями дополнительного образования взрослых. В рамках педагогического исследования каждым педагогом осуществлялось самообразование. Процесс педагогического исследования был ориентирован на разработку конкретных методических продуктов (приложение 2).

Особое внимание в рамках реализации инновационного проекта уделялось изучению историко-культурного наследия через осуществление совместных исследовательских проектов педагогов и учащихся, что способствовало формированию у учащихся навыков интервьюирования, повышению мотивации к изучению истории родного края методом устноисторических исследований, развитию их коммуникативных и социально-гражданских компетенций.

Проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы способствовало обеспечению взаимодействия с социумом, а также сетевому взаимодействию.

Результаты инновационной деятельности

На всех этапах работы наиболее актуальными аспектами критериальной базы были такие критерии, как методическая и дидактическая обеспеченность деятельности по проблеме устноисторических исследований, уровень овладения учащимися методом устноисторических исследований, инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов, уровень компетентности педагогов в сфере устноисторических исследований, качество управления инновационными процессами в учреждении. В ходе реализации запланированных мероприятий не остались без внимания такие критерии, как личностное развитие учащихся и развитие их социально-гражданских компетенций. Особое внимание было уделено такому критерию, как удовлетворенность участников проекта инновационной деятельностью.

В результате работы над инновационным проектом учащиеся совершенствовали навыки интервьюирования, учились транскрибировать интервью по темам индивидуальных исследовательских проектов. Созданы конкретные продукты совместной деятельности субъектов инновационного проекта (приложение 2).

Результатом совместной работы педагогов и учащихся в ходе реализации проекта стало пополнение банка устноисторических исследований, этнографической музейной комнаты, на сайте учреждения представлена виртуальная экскурсия по экспозициям музейной комнаты. Активно работал клуб «Юные экскурсоводы», что способствовало повышению активности учащихся. Одним из основных результатов деятельности стало создание районного ресурсного центра по гражданско-патриотическому воспитанию на базе учреждения образования.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Проведение методических мероприятий в учреждении образования, активное участие в методической работе отдела образования, спорта и туризма, участие в областных и республиканских семинарах по управлению качеством образования, инновационной деятельностью содействовало повышению профессионально-педагогического мастерства. Инновационный опыт представлялся учащимися и педагогами внутри учреждения образования, на семинарах и научно-практических конференциях различного уровня, в средствах массовой информации и на официальных сайтах.

В рамках учреждения образования это проходило на школьных конференциях, выставках, во время экскурсий в музейную комнату, в ходе заседаний школьных учебно-методических объединений педагогов, ежегодно при проведении методической недели.

За пределами учреждения участники делились продуктами инновационной деятельности на межрегиональном семинаре-практикуме на базе нашего учреждения образования в марте 2017 года, на республиканском семинаре-практикуме в г. Могилеве в феврале 2017 года, на областном семинаре начальников отделов образования, спорта и туризма в г. Столине в октябре 2016 года, на районных семинарах и конференциях ежегодно.

Выступление заместителя директора по учебной работе Царик С.Г. на республиканском семинаре-практикуме в г. Могилеве из опыта работы учреждения образования над инновационным проектом 28 февраля 2017 года было отмечено как содержательное и практико-ориентированное. Мастер-класс этого же педагога по теме «Приемы создания устноисторических источников. Приемы сбора и фиксации материалов и формы их представления» получил высокую оценку участников межрегионального семинара на базе учреждения образования в марте 2017 года.

Результаты работы педагогов и учащихся по созданию новых экспозиций музейной комнаты были представлены в ходе проведения на базе учреждения образования межрегионального семинара участников инновационного проекта в марте 2017 года.

Трансляция инновационного опыта осуществлялась через средства массовой информации и официальные сайты учреждения образования, отдела образования, спорта и туризма Столинского райисполкома, БрОИРО (приложение 5).

Заключение

Результаты инновационной деятельности по реализации проекта позволяют сделать следующие выводы.

Инновационная деятельность в учреждении образования является одной из важных составляющих деятельности педагогического коллектива: создаются оптимальные условия для профессионального развития каждого педагога в соответствии с зоной его ближайшего развития в контексте внедрения модели устноисторических исследований родного края, что способствует повышению качества образовательного процесса в целом. Расширена теоретическая база образовательной деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность. Доказана целесообразность интеграции устноисторических исследований в образовательный процесс в условиях деятельности современного учреждения общего среднего образования.

С учетом выявленных проблем на каждом этапе реализации проекта вносились коррективы в осуществляемую деятельность в отношении всех субъектов образовательного процесса. На заключительном этапе реализации проекта осуществлялась деятельность по разработке документально-методических материалов и интеграции результатов устноисторических исследований в образовательный процесс. В рамках социального партнерства налажен контакт с районным краеведческим музеем.

В целом задачи реализации проекта выполнены. Полученные результаты инновационной деятельности соответствуют ожидаемым. Прослеживается динамика результатов инновационной деятельности в соответствии с разработанными критериями.

Сформулированные выводы являются доказательством того, что данный проект является актуальным не только для нашего учреждения образования, но и для всей системы общего среднего образования и требует его реализации. Дальнейшая работа в рамках деятельности районного ресурсного центра по гражданско-патриотическому воспитанию на базе школы позволит распространить опыт педагогов учреждения образования по данному направлению, пополнить банк документов, аудио- и видеоматериалов по результатам устноисторических исследований, продолжить разработку документально-методических комплексов по учебным предметам и отдельным направлениям внеклассной работы с учащимися, внедрить модель устноисторических исследований родного края в образовательный процесс.

 

свернуть

Аналитическая справка 2017

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Брестского облисполкома

Отдел образования, спорта и туризма Столинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Лядецкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа»

 

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Консультант

Савостёнок Пётр Николаевич,

начальник центра дополнительного образования ГУО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат философских наук, доцент

________________________подпись

«____»___________2017

Телефон: 8(017) 327 86 35

 

Директор государственного учреждения образования «Лядецкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа

Ляшук Оксана Николаевна

______________________подпись

«____»___________2017

 

 

 

СПРАВКА

о промежуточных результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся»

за 2016/2017 учебный год

 

 

 

Руководитель проекта

Ляшук Оксана Николаевна, директор учреждения

контактные телефоны

+375-29-7975704

(8-01655) 96-2-01

225542, аг.Лядец

Столинского района

Брестской области

ул. Ленина, 35а

е-mail: lyd@stolin.edu.by

 

 

 

 

Лядец, 2017

Общие данные

Государственное учреждение образования «Лядецкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» реализует инновационный проект «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся», рассчитанный на 2015-2018 годы. Руководителем инновационного проекта является Ляшук Оксана Николаевна, директор учреждения образования, консультантом – Савостёнок Пётр Николаевич, начальник Центра дополнительного образования БГПУ им. М. Танка, кандидат философских наук, доцент.

В реализации проекта участвуют 27 учащихся 8-11 классов и 8 педагогов. В состав участников входят директор, заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог, учителя, преподающие русский язык и литературу, белорусский язык и литературу, иностранный (немецкий, французский) язык, историю, информатику, физическую культуру и здоровье, педагог дополнительного образования, трое педагогов являются классными руководителями VIIІ-ХІ-х классов.

Введение

В связи с изменениями, происходящими в Республике Беларусь: демократизацией общества, построением правового государства, признанием основных прав и свобод человека, о которых говорится в Конвенции о правах человека и Конвенции о правах ребенка, в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также расширением возможностей в развитии личности – остаётся актуальной проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.

Согласно основным нормативным правовым документам, регламентирующим образовательный процесс, одной из основных задач воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь в современных социокультурных условиях является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции.

Современным методом формирования социально-гражданских компетенций является метод устноисторических исследований, который является источником исследования путем сбора воспоминаний живущих людей и базируется на устных воспоминаниях, получаемых в ходе беседы исследователя с респондентом, свидетелем определенных исторических событий.

Для нашего учреждения образования актуальность изучения устной истории обусловлена недостаточным уровнем сформированности у учащихся социально-гражданских компетенций, разрывом связи поколений для передачи ценностей, традиций, национальной культуры и истории родного края.

Внедрение модели устноисторических исследований родного края повышает у учащихся мотивацию к изучению истории в ходе сбора информации, её обработки, обобщения и представления в проектах, музейной деятельности, участия и побед в конкурсах. Метод устной истории помогает в восстановлении связи поколений и способствует поддержанию национальной идентичности. В свою очередь, связь с прошлым необходима для успешной социализации учащихся.

Таким образом, на современном этапе актуальным становится поиск таких направлений, условий, методов и средств, которые бы обеспечили эффективность формирования социально-гражданских компетенций на основе сохранения и развития национальной культуры и социальной (исторической) памяти средствами краеведения.

Для реализации проекта была поставлена цель: формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством их включения в деятельность по изучению малоизвестных страниц истории родного края с использованием метода устной истории.

Задачи инновационной деятельности за отчетный период соответствовали основным этапам проекта.

На диагностическом этапе:

изучить готовность и мотивацию педагогов, включившихся в реализацию инновационного проекта в 2016/2017 учебном году, к инновационной деятельности, провести диагностику динамики развития профессиональной компетентности и исследовательской культуры педагогов в сфере устоисторических исследований;

диагностировать динамику уровня личностного развития учащихся, сформированности их социально-гражданских компетенций.

На практическом этапе:

обеспечить повышение квалификационного уровня педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, через самообразование, участие в практических семинарах, тренингах в учреждении образования, а также в учреждениях дополнительного образования взрослых на основе приципов непрерывного личностно-ориентированного образования;

совершенствовать учебно-методическое обеспечение с целью обучения учащихся способам сбора информации с помощью метода устной истории;

продолжить взаимодействие с родителями (законными представителями) учащихся через привлечение их к совместной реализации инновационной программы с целью обеспечения их удовлетворённости инновационным образовательным процессом;

формировать эффективную педагогическую практику реализации принципов устноисторических исследований на учебных занятиях и во внеурочной деятельности.

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

С целью успешной реализации инновационного проекта в учреждении образования создана система эффективного управления инновационной деятельностью, благодаря которой значительная часть педагогического коллектива включена во внедрение модели устноисторических исследований.

Формирование управленческой команды позволило создать организационную и психолого-педагогическую среду, которая строится на активном взаимодействии всех участников инновационного проекта.

Система управления базируется на современных принципах: личностно-ориентированном, культуросообразном, деятельностном, продуктивном. Основополагающим принципом управленческой деятельности стал принцип делегирования управленческих полномочий участникам инновационного проекта.

Определяющими концептуальными подходами в создании системы управления проектом являются:

системный (создана система управления реализацией инновационного проекта, система методической работы);

проблемный (организована работа проблемной группы, решается проблема освоения и использования в практической деятельности методики устноисторических исследований);

компетентностный (социально-гражданские компетенции учащихся и профессиональная компетентность педагогов).

Совершенствовалась разработанная на первом году работы структурно-функциональная модель управления учреждением образования в инновационном режиме (приложение 1).

Важнейшим условием эффективной реализации инновационного проекта является определение состава группы педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, целей и направлений деятельности каждого из них, распределение между ними функциональных обязанностей, что регламентировано приказом директора 01.09.2016 № 161 «Об осуществлении инновационной деятельности в 2016/2017 учебном году». Разработано и утверждено положение об инновационной деятельности. План постоянно действующего семинара-практикума «Формирование социально-гражданских компетенций учащихся через различные виды деятельности посредством использования устноисторических исследований», план работы творческой группы, планы работы школьных учебно-методических объединений, в состав которых входят педагоги, осуществляющие инновационную деятельность, рассмотрены на заседании методического совета и утверждены приказом 02.09.2016 № 167 «Об организации методической работы в 2016/2017 учебном году». Установлено тесное взаимодействие с научным консультантом, что позволило своевременно осуществить коррекцию плана работы. Все мероприятия соответствовали поставленным задачам. Приоритетное внимание уделено определению конкретных результатов, механизмов и способов достижения запланированного. Ведущим принципом планирования инновационной деятельности является принцип преемственности.

Это позволило эффективно и целенаправленно организовать инновационную деятельность в соответствии с программой реализации инновационного проекта и его календарным планом на 2016/2017 учебный год, создать условия для формирования опыта педагогической деятельности, определить содержание, эффективные формы и методы работы, повысить уровень компетентности педагогов в сфере устноисторических исследований, уровень овладения учащимися методом интервьюирования.

Ведущей формой контроля являются мониторинговые мероприятия и самоконтроль, что способствует повышению эффективности управления инновационной деятельностью. Основными объектами мониторинга являются потребность педагогов в методической поддержке, оптимальность условий осуществления инновационной деятельности. Управление инновационной деятельностью на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.

Механизмами включения педагогов в управленческую деятельность являются такие средства, как самоконтроль, коллективное принятие решений, переход от централизации управления к децентрализации.

Включение педагогов в инновационную деятельность осуществлялось через консультации по вопросам оформления и ведения документации по инновационной деятельности, организацию инструктивно-методических совещаний с целью изучения нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность в учреждениях образования и ознакомления с планом работы по реализации данного проекта, создание атмосферы уважения, доверия, понимания, поощрение инициативы и творчества, материальное стимулирование участников инновационной деятельности.

Благодаря заинтересованности педагогов инновационной деятельностью произошло расширение инновационного поля: изменился кадровый состав участников (к деятельности подключился учитель информатики), расширился состав учащихся (в реализации исследовательских проектов участвуют наиболее активные и высокомотивированные учащиеся 6-7 классов, отдельные учащиеся 3-4 классов).

Критериями оценки деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, являются общие (новизна исследования, масштабность, системность, эффективность, транслируемость), частные (полнота, согласованность структурных частей) и частные (реалистичность, реализуемость, инструментальность).

Практико-исследовательская деятельность педагогов в рамках реализации инновационного проекта организована по темам, которые были выбраны педагогами в соответствии с их зоной ближайшего развития, итогами работы первого года и связаны с проблемами овладения методом устной истории и интеграции результатов исследований в образовательный процесс (приложение 2).

Рефлексивная деятельность педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, и координация этой деятельности осуществлялась на основе анализа ведения педагогических дневников участниками проекта, индивидуальных собеседований, участия в заседаниях творческой группы.

Эффективность условий реализации инновационного проекта

В реализации проекта участвуют 4 педагога с высшей, 3 педагога с первой, 1 педагог со второй квалификационными категориями. Педагоги-участники инновационного проекта ориентированы на развитие педагогических компетенций и заинтересованы в повышении качества образовательного процесса.

Инновационная образовательная среда способствовала профессиональному росту педагогов, в результате чего за отчетный период один педагог сдал экзамен на получение высшей категории в апреле 2016 года, один – аттестовался на вторую.

Как условие эффективности реализации инновационного проекта была создана гибкая система непрерывного повышения квалификации, что обуславливает положительную динамику профессионального мастерства педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.

Информационно-коммуникационное пространство и материально-техническое обеспечение учреждения образования способствует реализации инновационного проекта. На школьном сайте имеется тематический раздел «Инновационная деятельность», который отражает работу в данном направлении. Ресурсное обеспечение инновационного проекта позволило создать должные условия для его эффективной реализации.

Работа с консультантом обеспечила усвоение и интериоризацию научной платформы инновационного проекта. Поэтому для нашего педагогического коллектива его реализация является наукоориентированной практикой, о чем свидетельствуют темы педагогических исследований, которые уточнены, скорректированы и согласованы с консультантом в ходе групповых и индивидуальных консультаций. Консультантом оказана помощь в определении тем педагогического исследования для вновь подключившихся к реализации инновационного проекта педагогов.

С целью совершенствования информационного поля для самообразования педагогов был уточнен и расширен каталог аннотированной литературы и интернет-ресурсов по теме инновационного проекта.

Совершенствовалась система методической работы с учётом инновационного компонента образовательного процесса. Откорректирована с учетом особенностей второго года работы модель организационно-методического обеспечения инновационной деятельности (приложение 3).

Основополагающими методологическими принципами методической работы по формированию инновационной культуры педагогов являются принципы научности, системности, целенаправленности. Ведущими принципами являются принцип дифференцированности: содержание методической работы с педагогами, реализующими инновационный проект, осуществляется с учётом их профессионального уровня, сформированности определённых компетенций и носит опережающий характер, и принцип непрерывности. Принцип реализации непрерывного образования предполагает трёхступенчатый уровень повышения квалификации:

- в учреждениях образования, которые осуществляют организационно-методическое обеспечение;

- в рамках системы методической работы в учреждении образования;

- посредством самообразования, обеспечивающего целенаправленность, системность педагогического исследования.

Таким образом, система методической работы построена с учетом потребностей и запросов педагогов, необходимых для успешного решения задач, и способствует формированию инновационного опыта педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности осуществляется педагогом-психологом и представлено комплексом мероприятий диагностического, обучающего, исследовательского характера (тренинги, оказание методической помощи педагогам, исполняющим обязанности классного руководителя, учителям-предметникам, проведение диагностики и просвещения педагогического коллектива, учащихся, их законных представителей, изучение психолого-педагогической литературы по тематике проекта).

Для проведения мониторинга была разработана и осуществлена программа дня диагностики, регулирования и коррекции по вопросу эффективности инновационной деятельности в соответствии с критериями результативности инновационного проекта.

С целью выявления динамики инновационной компетентности и исследовательской культуры педагогов-участников инновационной деятельности было проведено анкетирование, результаты которого свидетельствуют о наличии положительной динамики в повышении профессиональной компетенции участников инновационного проекта.

Все педагоги убеждены, что участие в реализации инновационного проекта повышает эффективность работы и помогает стимулировать учащихся к большей активности в образовательном процессе. Среди трудностей по внедрению на данном этапе выделяется отсутствие достаточного количества времени (87 процентов). Практическое использование новшеств педагогами предполагается через организацию методической работы в учреждении образования (86 процентов) и самообразование (100 процентов). У всех педагогов выявлено активное развитие. Принятие инновационной деятельности как значимой образовательной ценности позволяет педагогам активно продолжать практическую реализацию проекта.

С целью выявления уровней сформированности социально-гражданских компетенций педагогов и учащихся VIII-Х классов в апреле 2016/2017 учебного года проведено анкетирование, разработанное на основе трёх актуальных для инновационного проекта показателей. В качестве определяющих выявлялись следующие показатели: уровень гражданской компетенции (у учащихся); особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе (у учащихся); уровень коммуникативных качеств (у педагогов и учащихся).

Результаты анкетирования свидетельствуют о среднем уровне гражданской компетентности и ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе и среднем уровне коммуникативных качеств у учащихся, о среднем уровне контактного показателя и информационной культуры у педагогов. Результаты подтвердили устранение пробелов в области теории устной истории. Этому способствовали актуализация содержательного наполнения инновационной деятельности на данном этапе, дифференциация работы педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.

Анкетирование показало стабильность уровня контактного показателя педагогов (высокий) и учащихся (средний), уровень информационного показателя у педагогов (владение теоретической составляющей устноисторических исследований) остался высоким.

Результаты диагностического исследования свидетельствуют о целенаправленности и эффективности инновационной деятельности в учреждении образования.

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Все запланированные мероприятия в соответствии с поставленными задачами выполнены.

Проведение инструктивно-методического совещания в августе 2016 года позволило педагогам уточнить нормативную правовую базу, регламентирующую инновационную деятельность, разработать локальную нормативную базу, что обеспечило системность работы.

Работа творческой группы содействовала повышению квалификации педагогических кадров в рамках реализации инновационного проекта, позволила создать дидактические материалы, интегрировать устноисторические исследования в образовательный процесс (приложение 5).

Организация работы постоянно действующего семинара-практикума «Формирование социально-гражданских компетенций учащихся через различные виды деятельности посредством использования устноисторических исследований», совещаний по осуществлению работы учреждения образования в инновационном режиме, индивидуальных и групповых консультаций, проведение заседания школьного учебно-методического объединения классных руководителей по теме «Совершенствование форм и методов работы классных руководителей по развитию социально-гражданских компетенций учащихся» обеспечило формирование исследовательских компетенций педагогов, повышение информационной культуры педагогов в области устноисторических исследований (приложение 6).

Обсуждение проблемы интеграции устноисторических исследований родного края в воспитательный процесс во время проведения круглого стола с классными руководителями в январе 2017 года позволило конкретизировать формы и методы работы с учащимися, повысить компетентность педагогов в области формирования социально-гражданских компетенций учащихся.

В апреле 2017 года проведено заседание педагогического совета по результатам инновационной деятельности в 2016/2017 учебном году, что позволило проанализировать результаты работы, выявить затруднения и проблемы второго года, представить промежуточные результаты реализации проекта, скорректировать деятельность педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.

Самообразование, повышение квалификации способствовали развитию информационной культуры учителей. В течение учебного года шло активное взаимодействие участников инновационного проекта с остальными педагогами. В учреждении образования была создана профессиональная среда для обмена опытом не только в рамках учреждения, но и в рамках межсетевого взаимодействия. Это проходило через презентацию промежуточных результатов исследовательских проектов учащихся на школьных и районных конференциях, проведение консультаций и оказание методической помощи педагогам учреждения образования, проведение межрегионального семинара, участие педагогов в республиканском семинаре. Данные формы работы способствовали саморазвитию, самосовершенствованию педагогов, всего коллектива в целом.

С целью реализации профессионального развития педагогов в рамках проекта широко использовались возможности, предоставляемые учреждениями дополнительного образования взрослых. В рамках педагогического исследования каждым педагогом осуществляется самообразование. Процесс педагогического исследования ориентирован на разработку конкретных методических продуктов (приложение 4).

Особое внимание в рамках реализации инновационного проекта уделялось изучению историко-культурного наследия через осуществление совместных исследовательских проектов педагогов и учащихся, что способствовало формированию у учащихся навыков интервьюирования, повышению мотивации к изучению истории родного края методом устноисторических исследований, развитию их коммуникативных и социально-гражданских компетенций.

Проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы способствовало обеспечению взаимодействия с социумом, а также сетевому взаимодействию.

Результаты инновационной деятельности

На втором году работы наиболее актуальными аспектами критериальной базы оказались такие критерии, как методическая и дидактическая обеспеченность деятельности по проблеме устноисторических исследований, уровень овладения учащимися методом устноисторических исследований, инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов, уровень компетентности педагогов в сфере устноисторических исследований, качество управления инновационными процессами в учреждении. В ходе реализации запланированных мероприятий не остались без внимания такие критерии, как личностное развитие учащихся и развитие их социально-гражданских компетенций. Особое внимание было уделено такому критерию, как удовлетворенность участников проекта инновационной деятельностью.

В результате работы над инновационным проектом учащиеся совершенствовали навыки интервьюирования, учились транскрибировать интервью по темам индивидуальных исследовательских проектов. Созданы конкретные продукты совместной деятельности субъектов инновационного проекта (приложение 2).

Результатом совместной работы педагогов и учащихся на данном этапе реализации проекта стало пополнение банка устноисторических исследований, этнографической музейной комнаты, на сайте учреждения представлена виртуальная экскурсия по экспозициям музейной комнаты. Активно работал клуб «Юные экскурсоводы», что способствовало повышению активности учащихся.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Проведение методических мероприятий в учреждении образования, активное участие в методической работе отдела образования, спорта и туризма, участие в областных и республиканских семинарах по управлению качеством образования, инновационной деятельностью содействует повышению профессионально-педагогического мастерства. Инновационный опыт представлялся учащимися и педагогами внутри учреждения образования, на семинарах и научно-практических конференциях различного уровня, в средствах массовой информации и на официальных сайтах.

В рамках учреждения образования это проходило на школьных конференциях, выставках, во время экскурсий в музейную комнату, в ходе заседаний школьных учебно-методических объединений педагогов.

За пределами учреждения участники делились продуктами инновационной деятельности на межрегиональном семинаре-практикуме на базе нашего учреждения образования, на республиканском семинаре-практикуме в г. Могилеве, на областном семинаре начальников отделов образования, спорта и туризма в г. Столине, на районных семинарах и конференциях.

Выступление заместителя директора по учебной работе Царик С.Г. на республиканском семинаре-практикуме в г. Могилеве из опыта работы учреждения образования над инновационным проектом28 февраля 2017 года было отмечено как содержательное и практико-ориентированное. Мастер-класс этого же педагога по теме «Приемы создания устноисторических источников. Приемы сбора и фиксации материалов и формы их представления» получил высокую оценку участников межрегионального семинара на базе учреждения образования в марте 2017 года.

Результаты работы педагогов и учащихся по созданию новых экспозиций музейной комнаты были представлены в ходе проведения на базе учреждения образования межрегионального семинара участников инновационного проекта в марте 2017 года.

Трансляция инновационного опыта осуществлялась через средства массовой информации и официальные сайты учреждения образования, отдела образования, спорта и туризма Столинского райисполкома, БрОИРО (приложение 7).

Заключение

Результаты инновационной деятельности второго года реализации проекта позволяют сделать следующие выводы.

Инновационная деятельность в учреждении образования является одной из важных составляющих деятельности педагогического коллектива: создаются оптимальные условия для профессионального развития каждого педагога в соответствии с зоной его ближайшего развития в контексте внедрения модели устноисторических исследований родного края, что способствует повышению качества образовательного процесса в целом. Расширена теоретическая база образовательной деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность. Доказана целесообразность интеграции устноисторических исследований в образовательный процесс в условиях деятельности современного учреждения общего среднего образования.

Особенность реализации плана мероприятий инновационного проекта второго года была определена проблемой отсутствия умения транскрибировать интервью как педагогами, так и учащимися, что потребовало внесения корректив в осуществляемую деятельность, с одной стороны, с другой, стало подтверждением актуальности устноисторических исследований родного края в отношении всех субъектов образовательного процесса.Не представилось возможным в полной мере осуществить деятельность по разработке документально-методических материалов и интеграции результатов устноисторических исследований в образовательный процесс, на что необходимо направить усилия на заключительном этапе реализации проекта. Есть необходимость налаживания социального партнерства и активизации межсетевого взаимодействия.

В целом задачи данного этапа реализации проекта выполнены. Полученные результаты инновационной деятельности соответствуют ожидаемым. Прослеживается динамика результатов инновационной деятельности в соответствии с разработанными критериями.

Сформулированные выводы являются доказательством того, что данный проект является актуальным не только для нашего учреждения образования, но и для всей системы общего среднего образования и требует продолжения его реализации. Дальнейшая работа позволит пополнить банк документов, аудио- и видеоматериалов по результатам устноисторических исследований, продолжить разработку документально-методических комплексов по учебным предметам и отдельным направлениям внеклассной работы с учащимися, внедрить модель устноисторических исследований родного края в образовательный процесс, сформировать опыт инновационной деятельности педагогов.

свернуть

Аналитическая справка 2016

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Брестского облисполкома

Отдел образования, спорта и туризма Столинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Лядецкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа»

 

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Консультант

Савостёнок Пётр Николаевич,

начальник центра дополнительного образования ГУО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат философских наук, доцент

________________________подпись

«____»___________2016

Телефон: 8(017) 327 86 35

 

Директор государственного учреждения образования «Лядецкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа

Ляшук Оксана Николаевна

______________________подпись_

«____»___________2016

 

 

 

СПРАВКА

о промежуточных результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся»

за 2015/2016 учебный год

 

 

 

Руководитель проекта

Ляшук Оксана Николаевна, директор учреждения

контактные телефоны

+375-29-7975704

(8-01655) 96-2-01

225542, аг.Лядец

Столинского района

Брестской области

ул. Ленина, 35а

е-mail: lyd@stolin.edu.by

 

 

 

 

Лядец, 2016

Общие данные

Государственное учреждение образования «Лядецкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» реализует инновационный проект «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся», рассчитанный на 2015-2018 годы. Руководителем инновационного проекта является Ляшук Оксана Николаевна, директор учреждения образования, консультантом – Савостёнок Пётр Николаевич, начальник Центра дополнительного образования БГПУ им. М. Танка, кандидат философских наук, доцент.

В реализации проекта участвуют 27 учащихся 8-10 классов и 8 педагогов. В состав участников входят директор, заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог, учителя, преподающие русский язык и литературу, белорусский язык и литературу, иностранный (немецкий, французский) язык, историю, физическую культуру и здоровье, классные руководители VIIІ-Х-х классов.

Введение

В связи с изменениями, происходящими в Республике Беларусь: демократизацией общества, построением правового государства, признанием основных прав и свобод человека, о которых говорится в Конвенции о правах человека и Конвенции о правах ребенка, в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также расширением возможностей в развитии личности – остаётся актуальной проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.

Согласно основным нормативным правовым документам, регламентирующим образовательный процесс, одной из основных задач воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь в современных социокультурных условиях является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции.

Современным методом формирования социально-гражданских компетенций является метод устноисторических исследований, который является источником исследования путем сбора воспоминаний живущих людей и базируется на устных воспоминаниях, получаемых в ходе беседы исследователя с респондентом, свидетелем определенных исторических событий.

Для нашего учреждения образования актуальность изучения устной истории обусловлена недостаточным уровнем сформированности у учащихся социально-гражданских компетенций, разрывом связи поколений для передачи ценностей, традиций, национальной культуры и истории родного края.

Внедрение модели устноисторических исследований родного края повышает у учащихся мотивацию к изучению истории в ходе сбора информации, её обработки, обобщения и представления в проектах, музейной деятельности, участия и побед в конкурсах. Метод устной истории помогает в восстановлении связи поколений и способствует поддержанию национальной идентичности. В свою очередь, связь с прошлым необходима для успешной социализации учащихся.

Таким образом, на современном этапе актуальным становится поиск таких направлений, условий, методов и средств, которые бы обеспечили эффективность формирования социально-гражданских компетенций на основе сохранения и развития национальной культуры и социальной (исторической) памяти средствами краеведения.

Для реализации проекта была поставлена цель: формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством их включения в деятельность по изучению малоизвестных страниц истории родного края с использованием метода устной истории.

Задачи инновационной деятельности за отчетный период соответствовали основным этапам проекта.

На подготовительном и проектировочном этапе:

формировать и развивать систему управления учреждением образования в режиме внедрения инновационного проекта;

мотивировать педагогов на инновационную деятельность;

создать научно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации инновационного проекта.

На диагностическом этапе:

изучить готовность и мотивацию педагогов к инновационной деятельности, провести диагностику профессиональной компетентности и исследовательской культуры педагогов в сфере устоисторических исследований;

диагностировать уровень личностного развития учащихся, сформированности их социально-гражданских компетенций.

На практическом этапе:

обеспечить повышение квалификационного уровня педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, через самообразование, участие в практических семинарах, тренингах в учреждении образования, а также в учреждениях дополнительного образования взрослых на основе приципов непрерывного личностно-ориентированного образования;

разработать учебно-методическое обеспечение с целью обучения учащихся способам сбора информации с помощью метода устной истории;

организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) учащихся через привлечение их к совместной реализации инновационной программы с целью обеспечения их удовлетворённости инновационным образовательным процессом;

формировать эффективную педагогическую практику реализации принципов устноисторических исследований на учебных занятиях и во внеурочной деятельности.

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

С целью успешной реализации инновационного проекта в учреждении образования создана система эффективного управления инновационной деятельностью, благодаря которой значительная часть педагогического коллектива включена во внедрение модели устноисторических исследований.

Формирование управленческой команды позволило создать организационную и психолого-педагогическую среду, которая строится на активном взаимодействии всех участников инновационного проекта.

Система управления базируется на современных принципах: личностно-ориентированном, культуросообразном, деятельностном, продуктивном. Основополагающим принципом управленческой деятельности стал принцип делегирования управленческих полномочий участникам инновационного проекта.

Определяющими концептуальными подходами в создании системы управления проектом являются:

системный (создана система управления реализацией инновационного проекта, система методической работы);

проблемный (организована работа проблемной группы, решается проблема освоения и использования в практической деятельности методики устноисторических исследований);

компетентностный (социально-гражданские компетенции учащихся и профессиональная компетентность педагогов).

Разработана структурно-функциональная модель управления учреждением образования в инновационном режиме (приложение 1).

Важнейшим условием эффективной реализации инновационного проекта является определение состава группы педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, целей и направлений деятельности каждого из них, распределение между ними функциональных обязанностей, что регламентировано приказом директора 01.09.2015 № 153 «Об осуществлении инновационной деятельности в 2015/2016 учебном году». Разработано и утверждено положение об инновационной деятельности. План постоянно действующего семинара «Формирование исследовательской культуры педагогов, осуществляющих инновационную деятельность», план работы проблемной группы, планы работы школьных учебно-методических объединений, в состав которых входят педагоги, осуществляющие инновационную деятельность, рассмотрены на заседании методического совета и утверждены приказом 03.09.2015 № 161 «Об организации методической работы в 2015/2016 учебном году». Установлено тесное взаимодействие с научным консультантом, что позволило своевременно осуществить коррекцию плана работы. Все мероприятия соответствовали поставленным задачам. Приоритетное внимание уделено определению конкретных результатов, механизмов и способов достижения запланированного. Ведущим принципом планирования инновационной деятельности является принцип преемственности.

Это позволило эффективно и целенаправленно организовать инновационную деятельность в соответствии с программой реализации инновационного проекта и его календарным планом на 2015/2016 учебный год, создать условия для формирования опыта педагогической деятельности, определить содержание, эффективные формы и методы работы, повысить уровень компетентности педагогов в сфере устноисторических исследований, уровень овладения учащимися методом интервьюирования.

Ведущей формой контроля являются мониторинговые мероприятия и самоконтроль, что способствует повышению эффективности управления инновационной деятельностью. Основными объектами мониторинга являются потребность педагогов в методической поддержке, оптимальность условий осуществления инновационной деятельности. Управление инновационной деятельностью на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.

Механизмами включения педагогов в управленческую деятельность являются такие средства, как самоконтроль, коллективное принятие решений, переход от централизации управления к децентрализации.

Включение педагогов в инновационную деятельность осуществлялось через консультации педагогов по вопросам оформления и ведения документации по инновационной деятельности, организацию инструктивно-методических совещаний с целью изучения нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность в учреждениях образования и ознакомления с планом работы по реализации данного проекта, создание атмосферы уважения, доверия, понимания, поощрение инициативы и творчества, материальное стимулирование участников инновационной деятельности.

Благодаря активному включению педагогов в инновационную деятельность произошло расширение инновационного поля: изменился кадровый состав участников (к деятельности подключились библиотекарь, учителя І ступени обучения и воспитания, педагог дополнительного образования), расширился состав учащихся (в реализации исследовательских проектов участвуют наиболее активные и высокомотивированные учащиеся 5-7 классов, отдельные учащиеся 3-4 классов).

Критериями оценки деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, являются общие (новизна исследования, масштабность, системность, эффективность, транслируемость), частные (полнота, согласованность структурных частей) и частные (реалистичность, реализуемость, инструментальность).

Практико-исследовательская деятельность педагогов в рамках реализации инновационного проекта организована по темам, которые были выбраны педагогами в соответствии с их зоной ближайшего развития и связаны с проблемами овладения методом устной истории и интеграции результатов исследований в образовательный процесс (приложение 2).

Рефлексивная деятельность педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, и координация этой деятельности осуществлялась на основе анализа ведения педагогических дневников участниками проекта, индивидуальных собеседований, участия в заседаниях проблемной группы.

Эффективность условий реализации инновационного проекта

В реализации проекта участвуют 3 педагога с высшей и 3 педагога с первой квалификационными категориями. Педагоги-участники инновационного проекта ориентированы на развитие педагогических компетенций и заинтересованы в повышении качества образовательного процесса.

Инновационная образовательная среда способствовала профессиональному росту педагогов, в результате чего за отчетный период два педагога сдали квалификационный экзамен на подтверждение высшей категории учителя, один планирует сдать экзамен на получение высшей категории в апреле 2016 года.

Как условие эффективности реализации инновационного проекта была создана гибкая система непрерывного повышения квалификации, что обуславливает положительную динамику профессионального мастерства педагогов, осуществляющих инновационную деятельность. Появилось достаточное количество педагогов, которые заинтересованы в реализации инновационного проекта и готовы подключиться к данной деятельности на втором этапе.

Информационно-коммуникационное пространство и материально-техническое обеспечение учреждения образования способствует реализации инновационного проекта. На школьном сайте создан тематический раздел «Инновационная деятельность», который отражает работу в данном направлении. Для оперативной обработки полученной от респондентов информации приобретен диктофон. Ресурсное обеспечение инновационного проекта позволило создать должные условия для его эффективной реализации. В библиотеку приобретена литература и электронные средства обучения Белорусского архива устной истории, необходимые для реализации инновационного проекта.

С целью научно-методического обеспечения на основе тесного сотрудничества с научным консультантом был проведен обучающий методологический семинар «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся», в ходе которого изучена теоретическая основа инновационного проекта, раскрыта и уточнена сущность понятий устная история, интервьюирование, респондент, транскрибирование. Консультантом оказана помощь в определении тем педагогического исследования, целей и задач, процессуальной деятельности, критериев и показателей для определения результативности.

С целью создания информационного поля для самообразования педагогов был составлен каталог аннотированной литературы и интернет-ресурсов по теме инновационного проекта.

Создана система методической работы с учётом инновационного компонента образовательного процесса. Разработана модель организационно-методического обеспечения инновационной деятельности (приложение 3).

Основополагающими методологическими принципами методической работы по формированию инновационной культуры педагогов являются принципы научности, системности, целенаправленности. Ведущими принципами являются принцип дифференцированности: содержание методической работы с педагогами, реализующими инновационный проект, осуществляется с учётом их профессионального уровня, сформированности определённых компетенций и носит опережающий характер, и принцип непрерывности. Принцип реализации непрерывного образования предполагает трёхступенчатый уровень повышения квалификации:

- в учреждениях образования, которые осуществляют организационно-методическое обеспечение;

- в рамках системы методической работы в учреждении образования;

- посредством самообразования, обеспечивающего целенаправленность, системность педагогического исследования.

Таким образом, система методической работы построена с учетом потребностей и запросов педагогов, необходимых для успешного решения задач, и способствует формированию инновационного опыта педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности осуществляется педагогом-психологом и представлено комплексом мероприятий диагностического, обучающего, исследовательского характера (оказание методической помощи педагогам, исполняющим обязанности классного руководителя, учителям-предметникам, проведение диагностики и просвещения педагогического коллектива, учащихся, их законных представителей, изучение психолого-педагогической литературы по тематике проекта).

С целью выявления степени готовности педагогов к инновационной деятельности, факторов, стимулирующих и препятствующих развитию и саморазвитию педагогического коллектива, а также выявления способности к саморазвитию было проведено анкетирование учителей, осуществляющих инновационную деятельность.

Большинство педагогов убеждено (86 процентов), что инновации повысят эффективность работы и помогут стимулировать учащихся к большей активности в образовательном процессе. Среди трудностей по внедрению выделяются отсутствие необходимых теоретических знаний (71 процент), достаточного количества времени (57 процентов). Практическое использование новшеств педагогами предполагается через организацию методической работы в учреждении образования (86 процентов) и самообразование (100 процентов). У одного педагога (14 процентов) отсутствует сложившаяся система саморазвития, у остальных (86 процентов) выявлено активное развитие. Принятие инновационной деятельности как значимой образовательной ценности позволило педагогам включиться в практическую реализацию проекта.

С целью выявления уровней сформированности социально-гражданских компетенций педагогов и учащихся VIII-Х классов в октябре и апреле 2015/2016 учебного года проведено анкетирование, разработанное на основе трёх актуальных на данном этапе инновационного проекта показателей. В качестве определяющих выявлялись следующие показатели: уровень гражданской компетенции (у учащихся); особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе (у учащихся); уровень коммуникативных качеств (у педагогов и учащихся).

Результаты анкетирования (октябрь, 2015) свидетельствуют о среднем уровне гражданской компетентности и ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе и низком уровне коммуникативных качеств у учащихся, о среднем уровне контактного показателя и информационной культуры у педагогов. Результаты подтвердили существенные пробелы в области теории устной истории. Это позволило актуализировать содержательное наполнение инновационной деятельности на данном этапе, дифференцировать работу педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.

Повторное анкетирование (апрель 2016) позволило констатировать повышение уровня контактного показателя педагогов (высокий со среднего) и учащихся (средний с низкого), уровень информационного показателя у педагогов (владение теоретической составляющей устноисторических исследований) повысился со среднего до высокого.

Результаты диагностического исследования свидетельствуют о целенаправленности и эффективности инновационной деятельности в учреждении образования.

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Все запланированные мероприятия в соответствии с поставленными задачами выполнены.

Проведение инструктивно-методического совещания в сентябре 2015 года позволило педагогам изучить нормативную правовую базу, регламентирующую инновационную деятельность, разработать локальную нормативную базу, что обеспечило системность работы.

Работа проблемной группы содействовала повышению квалификации педагогических кадров в рамках реализации инновационного проекта (приложение 5).

Проведение общешкольного родительского собрания «Особенности образовательного процесса нового учебного года» в сентябре 2015 года позволило познакомить законных представителей учащихся с сущностью нововведений и получить от них поддержку в осуществлении инновационной деятельности, что способствует формированию положительного имиджа учреждения образования.

Организация работы постоянно действующего семинара «Формирование исследовательской культуры педагога, осуществляющего инновационную деятельность», совещаний по осуществлению работы учреждения образования в инновационном режиме, индивидуальных и групповых консультаций обеспечило формирование исследовательских компетенций педагогов, повышение информационной культуры педагогов в области устноисторических исследований (приложение 6).

Обсуждение проблемы формирования социально-гражданских компетенций учащихся через краеведческую и исследовательскую работу на заседании педагогического совета в ноябре 2015 года позволило конкретизировать формы и методы работы с учащимися, повысить компетентность педагогов в области формирования социально-гражданских компетенций учащихся. В апреле 2016 года проведено заседание педагогического совета по результатам инновационной деятельности в 2015/2016 учебном году, что позволило проанализировать результаты работы, выявить затруднения и проблемы первого года, представить промежуточные результаты реализации проекта, скорректировать деятельность педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.

Самообразование, повышение квалификации способствовали развитию информационной культуры учителей. В течение учебного года шло активное взаимодействие участников инновационного проекта с остальными педагогами. В учреждении образования была создана профессиональная среда для обмена опытом. Это проходило через презентацию промежуточных результатов исследовательских проектов учащихся на школьных конференциях, проведение консультаций и оказание методической помощи педагогам учреждения образования. Данные формы работы способствовали саморазвитию, самосовершенствованию педагогов.

С целью реализации профессионального развития педагогов в рамках проекта широко использовались возможности, предоставляемые учреждениями дополнительного образования взрослых. Подтверждением плодотворной работы педагогов по самообразованию в рамках инновационного проекта является их участие в работе обучающих курсов (приложение 4).

Особое внимание в рамках реализации инновационного проекта уделялось изучению историко-культурного наследия через осуществление совместных исследовательских проектов педагогов и учащихся, что способствовало формированию у учащихся навыков интервьюирования, повышению мотивации к изучению истории родного края методом устноисторических исследований, развитию их коммуникативных и социально-гражданских компетенций.

Проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы способствовало обеспечению взаимодействия с социумом, а также сетевому взаимодействию.

Результаты инновационной деятельности

В первый год наиболее актуальными аспектами критериальной базы оказались такие критерии, как методическая и дидактическая обеспеченность деятельности по проблеме устноисторических исследований, уровень овладения учащимися методом устноисторических исследований, инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов, уровень компетентности педагогов в сфере устноисторических исследований, качество управления инновационными процессами в учреждении. В ходе реализации запланированных мероприятий не остались без внимания такие критерии, как личностное развитие учащихся и развитие их социально-гражданских компетенций.

В результате работы над инновационным проектом учащиеся получили навыки интервьюирования, учились брать интервью по темам индивидуальных исследовательских проектов. Созданы конкретные продукты совместной деятельности субъектов инновационного проекта (приложение 2).

Результатом совместной работы педагогов и учащихся на данном этапе реализации проекта стало создание этнографической музейной комнаты, собраны видеоматериалы интервью со старожилами деревни, которые можно использовать во время проведения экскурсий и для создания виртуального музея «В мире забытых вещей» на сайте учреждения образования. Организована работа клуба «Юные экскурсоводы», что способствовало повышению активности учащихся.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Проведение методических мероприятий в учреждении образования, активное участие в методической работе отдела образования, спорта и туризма, участие в областных и республиканских семинарах по управлению качеством образования, инновационной деятельностью содействует повышению профессионально-педагогического мастерства.

Модель методической работы в условиях реализации инновационной деятельности была представлена на районном конкурсе «Модель методической системы учреждения образования» в феврале 2016 года. Результатом стал диплом ІІ степени. Подготовлена статья для публикации в журнале «Народная асвета».

Заместителем директора по воспитательной работе Савицкой Т.В. совместно с учащимися на зональном этапе VI открытого областного фестиваля фольклорного искусства «Родовод» в г.Пинске в феврале 2016 года в конкурсе традиционных блюд «Бабуліна кухня» была представлена кулинарная книга «Юр’еўскія стравы вёскі Лядзец Столінскага раёна».

Выступление заместителя директора по учебной работе Царик С.Г. по теме «Единые подходы к формированию исследовательских умений дошкольников и младших школьников» на районном семинаре-практикуме «Преемственность в работе учреждений дошкольного образования и Ι ступени общего среднего образования по формированию исследовательских умений дошкольников и младших школьников» в марте 2016 года было отмечено как содержательное и практико-ориентированное.

Результаты работы педагогов и учащихся по созданию музейной комнаты и клуба «Юные экскурсоводы» были представлены в ходе проведения на базе учреждения образования областного семинара для руководителей городских и районных учебно-методических объединений директоров учреждений образования в марте 2016 года.

На уровне учреждения образования в апреле 2016 года обобщён эффективный педагогический опыт заместителя директора по учебной работе, учителя истории Царик С.Г. по теме «Использование проектной деятельности во внеклассной работе по истории как средство гражданско-патриотического воспитания учащихся». Этим же педагогом на районном фестивале методических идей был проведен мастер-класс «Метод проектов во внеклассной работе по истории».

Заключение

Результаты инновационной деятельности первого года реализации проекта позволяют сделать следующие выводы.

Инновационная деятельность в учреждении образования является одной из важных составляющих деятельности педагогического коллектива: создаются оптимальные условия для профессионального развития каждого педагога в соответствии с зоной его ближайшего развития в контексте внедрения модели устноисторических исследований родного края, что способствует повышению качества образовательного процесса в целом. Расширена теоретическая база образовательной деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность. Доказана целесообразность интеграции устноисторических исследований в образовательный процесс в условиях деятельности современного учреждения общего среднего образования.

Особенность реализации плана мероприятий инновационного проекта первого года была определена проблемой отсутствия теоретических знаний по теме инновационного проекта у педагогов, что потребовало внесения корректив в осуществляемую деятельность, с одной стороны, с другой, стало подтверждением актуальности устноисторических исследований родного края в отношении всех субъектов образовательного процесса. В этой же связи не представлялось возможным в полной мере осуществлять деятельность по развитию социально-гражданских компетенций учащихся, на что необходимо направить усилия на следующем этапе реализации проекта. Кроме того, в ходе практической деятельности появился новый критерий – коммуникативные компетенции учащихся, что вызвало необходимость корректировки критериальной базы инновационного проекта.

В целом задачи данного этапа реализации проекта выполнены. Полученные результаты инновационной деятельности соответствуют ожидаемым. Прослеживается динамика результатов инновационной деятельности в соответствии с разработанными критериями.

Сформулированные выводы являются доказательством того, что данный проект является актуальным не только для нашего учреждения образования, но и для всей системы общего среднего образования и требует продолжения его реализации. Дальнейшая работа позволит создать банк документов, аудио- и видеоматериалов по результатам устноисторических исследований, разработать документально-методические комплексы по учебным предметам и отдельным направлениям внеклассной работы с учащимися, внедрить модель устноисторических исследований родного края в образовательный процесс, сформировать опыт инновационной деятельности педагогов.

свернуть