Пресс-тур «Настаўніцкай газеты» в Столинском районе

Формирование гражданско-патриотических компетенций учащихся через работу районного ресурсного центра

 

Ляшук О.Н., директор государственного

учреждения образования «Лядецкий

учебно-педагогический комплекс

ясли-сад средняя школа

 

Современные запросы общества и образования требуют от школы воспитания социально активной и творческой личности учащихся, патриотов своей страны с прочной гражданской позицией, которые смогут успешно реализовать себя в жизни. Поэтому мы рассматриваем школу как центр гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Педагогический коллектив государственного учреждения образования «Лядецкий учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа» всегда считал данное направление деятельности приоритетным.

За многие годы работы в учреждении сложилась определенная система работы по формированию социально-гражданских компетенций обучающихся. От организации и проведения традиционных встреч с ветеранами, уроков мужества, патриотических акций, участия в конкурсах различных уровней и других социально значимых мероприятий учащиеся и педагоги пришли к созданию и реализации серьезных социальных образовательных проектов. Проектной деятельностью всегда были охвачены учащиеся всех ступеней общего среднего образования, а после реорганизации школы в учебно-педагогический комплекс в исследовательскую деятельность включились и воспитанники разновозрастной дошкольной группы. Учащиеся и педагоги учреждения ежегодно становились призерами и победителями научно-практических конференций, республиканских акций и конкурсов различных уровней. В 2014 году коллектив учреждения образования был награжден Почетной грамотой Столинского райисполкома за большую работу по военно-патриотическому, трудовому и нравственному воспитанию подрастающего поколения, постоянный творческий поиск новых эффективных форм организации образовательного процесса.

На определенном этапе деятельности учреждения образования стало понятно, что для дальнейшего развития необходимо что-то новое и более прогрессивное. Поэтому, когда коллективу было предложено принять участие в реализации республиканского инновационного проекта, ни у кого не возникло сомнений в том, нужно ли это нам. С 2015 года на протяжении трех лет наш коллектив активно работал над реализацией проекта «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся», являясь инновационной площадкой Министерства образования. Учащиеся, включившись в социально значимую практическую деятельность по изучению истории родного края, смогли освоить методику устноисторических исследований, научились составлять опросники, обрабатывать и транскрибировать интервью, критически подходить к полученной в ходе исследований информации, сопоставлять эту информацию с имеющимися архивными данными, историческими документами, художественной литературой, кинофильмами. Педагоги смогли переосмыслить систему работы гражданско-патриотического воспитания, многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы, не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении.

Инновационная деятельность способствовала повышению социальной активности всех субъектов образовательного процесса, укреплению социального партнерства, развитию коммуникативных и исследовательских компетенций всех участников инновации. Активная самообразовательная деятельность педагогов и стремление к повышению своего профессионального уровня позволили поднять на новый качественный уровень методическую работу в учреждении образования. Созданная модель методической работы в условиях инновационного режима была представлена на районном конкурсе-презентации «Модель методической работы в школе» в 2016 году, отмечена дипломом II степени. Материалы по результатам внедрения модели были представлены в Брестский областной институт развития образования в октябре 2018 года на научно-практическую конференцию по результатам реализации инновационных проектов в учреждениях образования области.

Проведение методических мероприятий в учреждении образования, активное участие в методической работе отдела по образованию, участие в областных и республиканских семинарах по управлению качеством образования, инновационной деятельностью содействовало повышению профессионально-педагогического мастерства. Инновационный опыт представлялся учащимися и педагогами внутри учреждения образования, на семинарах и научно-практических конференциях различного уровня, в средствах массовой информации и на официальных сайтах.

За пределами учреждения участники делились продуктами инновационной деятельности на межрегиональном семинаре-практикуме на базе нашего учреждения образования в марте 2017 года, на республиканском семинаре-практикуме в г. Могилеве в феврале 2017 года, на областном семинаре начальников отделов по образованию в г. Столин в октябре 2016 года, на районных семинарах и конференциях ежегодно.

Ежегодно учащиеся становятся победителями и дипломантами разных степеней за победы в районной конференции исследовательских проектов младших школьников «Я – исследователь», научно-практической конференции «Открывая мир – открываю себя», районной краеведческой конференции «Неповторимый Столинский край». По итогам районного конкурса «Мини-музей в учреждении дошкольного образования» в 2016/2017 учебном году учреждение образования награждено дипломом II степени. Коллектив постоянно работает над развитием и пополнением музейной комнаты этнографической направленности, на официальном сайте учреждения создана виртуальная экскурсия по её экспозициям. Весной 2019 года в рамках Года малой родины при поддержке нашего выпускника, члена Совета художников Республики Беларусь Владимира Уроднича, в учреждении планируется открытие картинной галереи работ мастера, посвященных людям и событиям края, где он родился и жил. Галерея станет новым уникальным туристическим маршрутом по нашей малой родине.

Учреждение образования, реализовавшее инновационный проект хотя бы раз, уже не сможет работать традиционно. У коллектива, получившего хороший инновационный опыт, есть постоянная потребность работать в режиме развития, а также огромное желание делиться своими наработками и эффективным опытом с коллегами других учреждений образования. Это обусловило открытие на базе нашего учреждения районного ресурсного центра по гражданско-патриотическому воспитанию в апреле 2018 года.

Основной целью деятельности районного ресурсного центра является концентрация материально-технических, учебно-методических, кадровых ресурсов для формирования у педагогов новых компетенций в области гражданско-патриотического воспитания, нацеленных на усиление практической значимости и инструментальной направленности для решения приоритетных воспитательных задач.

В феврале 2018 года, после сотрудничества наших педагогов с начальником отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования» Шакура С.Д., наш творческий коллектив открыл для себя модель образовательного путешествия как способ формирования метапредметных компетенций учащихся. Мы начали создавать проекты с использованием метода образовательного путешествия. Нам это понравилось, у нас это получилось. В октябре 2018 года директор и заместитель директора по учебной работе приняли участие в очном этапе II Международного конкурса профессионального мастерства педагогов «Познание в сотворчестве», за представленный на конкурс проект образовательного путешествия награждены Похвальными листами.

Мы убеждены, что образовательное путешествие является одним из наиболее действенных методов при организации исследовательской деятельности педагогов и учащихся с привлечением родителей (законных представителей) и социальных партнеров, что делает этот вид деятельности социально значимым и способствующим поддержке детской инициативы.

В настоящее время мы активно изучаем возможности этого метода для исследования родного края. В ноябре 2018 года директор и заместитель директора по учебной работе представили проект «Изучение региональных краеведческих объектов методом образовательного путешествия с целью формирования метапредметных компетенций учащихся»на областной конкурс научно-методической литературы и педагогического опыта «Усё сэрцу міла на малой радзіме». Авторами проекта разработан мастер-класс «Средство образовывать себя или педагогический метод образовательного путешествия», который проведен для педагогов учреждения образования. Есть запросы на проведение данного мастер-класса из школ района в рамках единой методической недели. Заместитель директора по учебной работе Царик С.Г. в ноябре 2018 года выступила со статьей «Формирование метапредметных компетенций учащихся через экологические образовательные путешествия» на областном форуме «Формирование эколого-образовательного пространства: опыт и перспективы».

Дальнейшая работа в рамках деятельности районного ресурсного центра по гражданско-патриотическому воспитанию на базе учреждения образования позволит распространить опыт педагогов учреждения образования по данному направлению, пополнить банк документов, аудио- и видеоматериалов по результатам устноисторических исследований, продолжить разработку документально-методических комплексов по учебным предметам и отдельным направлениям внеклассной работы с учащимися, внедрить модель устноисторических исследований родного края в образовательный процесс. А также поделиться опытом создания проектов образовательных путешествий гражданско-патриотической направленности.

Мы готовы оказывать методическую поддержку и консультационные услуги педагогическим и руководящим работникам учреждений образования района и области по внедрению в практику их работы современных воспитательных технологий и форм организации воспитательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию; помощь при проведении семинаров, конференций, заседаний педагогических советов и других мероприятий по данному направлению; организовывать сетевое взаимодействие через непосредственное общение и блог ресурсного центра, работа над созданием которого ведется в настоящее время. Таким образом, мы сможем обеспечить доступ всем педагогам к информационным материалам, медиатеке и библиотеке современной литературы по гражданско-патриотическому воспитанию, обобщение и распространение положительного опыта реализации соответствующего направления воспитательной работы.

свернуть