Рекомендации психолога

Что делать, если в твоём классе появилась травля?

Ссоры, недопонимания и конфликты – это неотъемлемая часть любых человеческих отношений. Они вызывают неприятные эмоции, но, как правило, люди успешно их разрешают, и в результате отношения становятся ещё крепче и надёжнее. Совсем по-другому дела обстоят с буллингом. Буллинг (или травля) – это ситуации, в которых более сильный обижает или причиняет вред более слабому, делает это специально и постоянно. Травля влияет на всех, кто находится рядом, и не имеет никаких положительных последствий. Её бывает сложно обнаружить и ещё сложнее прекратить. Часто первыми замечают, что в классе что-то не так, не взрослые (учителя и родители), а сами дети. И от их действий во многом зависит то, как быстро удастся решить проблему. Поэтому давай поговорим о том, что делать, если ты заметил, что в твоём классе кого-то обижают.

А нужно ли вообще что-то делать?

Да! Обязательно!

Буллинг – это сложное явление, и если ты стал свидетелем травли, у тебя могут возникнуть разные мысли о том, нужно ли что-то делать, как это повлияет на твою жизнь, и сможешь ли ты помочь. Давай представим, какие это могут быть мысли, и разберёмся в том, почему нельзя игнорировать травлю в своём классе.

  • «Меня это не касается, лучше не ввязываться в чужой конфликт. Это только между обидчиком и пострадавшим».

На первый взгляд может показаться, что от травли страдает только тот, кого обижают. Действительно, сложнее всего приходится пострадавшему, но травля – это плохо для всех, кто находится рядом, это то, что меняет жизнь всего класса. Возможно, ты переживаешь, что однажды точно также начнут обижать и тебя, а может, тебе стыдно, что ты не знаешь, как помочь, и ничего не делаешь. В любом случае в классе, в котором происходит травля, больше никто не может чувствовать себя в безопасности. Страшно и некомфортно всем, и уже никто не может учиться, спокойно общаться и дружить.

  • «А вдруг они так играют. Они говорят, что это просто шутки, может это действительно так…».

Если тебе кажется, что с кем-то в классе поступают неправильно, несправедливо или жестоко, скорее всего, твоё ощущение тебя не обманывает. На самом деле мы все знаем и чувствуем разницу между шутками, игрой и буллингом. Не игнорируй свои ощущения, в такой ситуации лучше лишний раз убедиться в том, что весело и комфортно всем, что все участники происходящего находятся в безопасности и занимаются этим добровольно. Если кого-то постоянно специально обижают, толкают, дразнят, бьют, игнорируют, унижают, или кому-то угрожают, отбирают у него вещи и отказываются сидеть рядом – это буллинг.

  • «Если бы ему не нравилось, что его обижают, то он бы просто изменился (например, поменял причёску или одежду, начал бы заниматься спортом и т.д.)».

Запомни, нет ни одной причины, по которой человека можно было бы травить. Никто не заслуживает травли, и никто не виноват в том, что его травят. Пострадать от травли может абсолютно любой человек независимо от его внешности, поведения, характера, одежды и т.п. При этом неважно, попытается ли пострадавший измениться в угоду обидчикам или нет. Они всегда найдут новые поводы для буллинга: травля возникает не потому, что пострадавший какой-то не такой или другой, травля – это проблема всего класса.

  • «Если я вмешаюсь, то они переключатся на меня».

Испытывать страх, бояться оказаться на месте пострадавшего – это вполне нормально и естественно в такой ситуации. Ни в коем случае не стоит действовать себе в ущерб. Часто вступать в открытый конфликт с агрессором бывает действительно небезопасно. Прежде всего, важно заручиться поддержкой окружающих, в том числе взрослых. Если ты видишь, что кого-то обижают, – не стоит бросаться на выручку, особенно если ты не уверен в своих силах. Но нельзя и игнорировать происходящее. Важно обязательно и как можно быстрее рассказать об этом любому взрослому, которому ты доверяешь. Помни: для того, чтобы помочь тому, кого травят, вовсе не обязательно становиться ему другом и «сражаться за него до последнего», а важно дать понять обидчикам, что то, чем они занимаются – это травля, и в этом нет ничего крутого или прикольного.

  • «Если я кому-то расскажу – я стану ябедой».

Ябеды – это те, кто жалуются по пустякам или для того, чтобы сделать кому-то плохо. Травля – это вовсе не пустяки, это серьёзное и опасное явление, это насилие. Тот, кто сообщает о том, что стал свидетелем буллинга, делает это не для того, чтобы кого-то подставить, а для того, чтобы помочь. Помочь не только пострадавшему, но и всем, кто находится рядом, всем, кто включён в травлю. Рассказать о травле – это не донос, это смелый поступок, который поможет наладить атмосферу в классе.

  • «Я не знаю, как помочь, что лучше сделать. Мне кажется, что я могу сделать ещё хуже».

Человеку, который подвергается буллингу, очень и очень плохо. Каждый день он испытывает тревогу, страх и беспомощность. Он знает, что в любой момент может столкнуться с агрессией. В такой ситуации худший вариант – игнорировать проблему, делать вид, что ничего не происходит. Ниже мы подготовили список кратких рекомендаций, которые помогут тебе понять, что нужно сделать, если ты стал свидетелем травли.

Что нужно сделать?

  • Признать наличие проблемы. Если ты заметил, что кого-то регулярно обижают, то нельзя ждать, что всё само собой образуется. Важно, как можно быстрее начать решение проблемы.
  • Рассказать взрослому, которому ты доверяешь. Например, родителям, классному руководителю, кому-нибудь из учителей или школьному психологу. Если ты стесняешься обратиться к ним, то ты всегда можешь позвонить или написать в наш Центр (Республиканский центр психологической помощи БГПУ (наш сайт: https://rcpp.by).
  • Вмешаться, если ты видишь, что кого-то обижают. Мы уже обсудили, что не стоит рисковать собой, но если ты стал свидетелем ситуации травли, то важно немедленно вмешаться и прекратить происходящее. Если ты знаешь или чувствуешь, что не можешь сделать это самостоятельно – нужно обратиться за помощью к окружающим взрослым.
  • Дать понять обидчикам, что буллинг – это плохо, и ты его не поддерживаешь. Достаточно просто сказать о том, что обижать другого – это вовсе не смешно и не круто (особенно, когда пострадавший слабее), и у таких действий часто бывают плохие последствия.
  • Поддержать пострадавшего. Покажи, что тебе не нравится то, что происходит в классе. Дай понять, что ты это не поддерживаешь. Будет хорошо, если ты скажешь, что пострадавший ни в чём не виноват, а обидчики по глупости поступают неправильно.
  • Быть примером. Сейчас в твоём классе есть некоторые проблемы. Возможно, ребята хотят дружить и общаться, но просто не знают, как это сделать правильно. Кто-то привык веселиться, обижая другого, объединяться против того, кто чем-то не понравился. Покажи, что дружить, общаться и спокойно учиться, гораздо лучше, чем каждый день бояться столкнуться с агрессией и негативом. А сделать это можно только в том случае, если относиться друг к другу с уважением.

Помни, что каждый ученик должен чувствовать себя в безопасности в школе. Прекращая травлю, мы помогаем не только пострадавшему, но и всем, кто находится рядом: обидчикам, свидетелям и себе.

свернуть

Прочти обязательно!

Привет!

Спасибо, что заглянул (а) в этот раздел.

Тема буллинга или травли очень важная и серьезная, поэтому хотелось бы о ней рассказать здесь: что это такое, как понять, что что-то такое происходит с тобой или твоими друзьями и, конечно же, как себя вести, если такая ситуация происходит с тобой.

Для начала попробуем разобраться, что же это такое?

Когда:

  • Распускают сплетни;
  • Отказываются сидеть или стоять рядом;
  • Угрожают и оскорбляют в интернете;
  • Отнимают и портят вещи;
  • Бойкотируют, не разговаривают;
  • Толкают, унижают, обзывают, дразнят, бьют;
  • Заставляют делать то, что ты не хочешь

и это все продолжается постоянно, это – буллинг.

Часто такие действия могут еще сопровождаться фразами: «Мы же пошутили!», «Мы так играем», «Он нам не нравится».

Это не игра, не шутка, не норма. Это издевательство.

Важно! Объектом травли может стать абсолютно любой ребенок, независимо от его внешнего вида, интеллекта, убеждений и поведения.

Если тебя обижают, ни в коем случае не молчи (да, да!).

  • Скажи о том, что тебе такое поведение не нравится;
  • Не дай агрессору почувствовать власть над тобой. Постарайся сохранять спокойствие; 
  • Посмотри в глаза обидчику и твердо скажи: «Хватит делать это»;
  • Реагируй уверенно (Ну и что? Что дальше? Можешь так думать, если хочешь. Меня нельзя обижать. Мне это неинтересно);
  • Отвечай шуткой (это приводит в замешательство)

ОБЯЗАТЕЛЬНО РАССКАЖИ ВЗРОСЛЫМ!

Говорить правду и сообщать о случаях запугивания и преследования – это акт храбрости. Есть разница между доносом и защитой жизни и достоинства своей или своего друга.

Справиться самому бывает очень сложно.

И помни:

ТЫ НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТ. НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ТЕБЯ ОБИЖАТЬ!

свернуть

Осторожно, кибербуллинг!

  • Подумай, прежде чем что-либо размещать в Интернете: фотографии, видео и др. материалы могут стать общедоступными и быть использованы против вас. Хочешь ли ты, чтобы твое фото, видео о тебе увидели через 10 лет? Помни о своей репутации.
  • Остерегайся сообщать привлекательную для мошенников информацию о своей семье: данные о родителях и близких, сведения о финансах, материальных ценностях, паролях, номерах банковских счетов и т.п.
  • Если ты не будешь делать что-то в реальной жизни, не стоит это делать в онлайне. Когда ты грубишь, сплетничаешь, угрожаешь в Интернете, ты провоцируешь других на такое же поведение. Попробуй оставаться вежливым или просто промолчать. Тебе станет приятнее. Негативные эмоции проговори с близкими тебе людьми или другим безопасным способом, кроме интернета.
  • Помни о том, что не все говорят о себе правду в интернете. Критически относись к информации, распознавай попытки злоупотребления неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения в сомнительную деятельность.
  • Веб-камеру включай только при общении с теми, кого ты хорошо знаешь: нечестные люди могут использовать увиденное в своих целях.
  • Ограничь доступ к своему компьютеру и другим средствами интернет-связи: от твоего имени смогут действовать недоброжелатели.
  • Сообщи родителям о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом.
  • Сохраняй подтверждение ситуаций нападений, травли, агрессивных воздействий в твой адрес.
  • Блокируй агрессоров.
  • Никогда не встречайся лично и в одиночку с незнакомцами из сети.
свернуть

Коронавирус: что делать, если тебе страшно?

В ситуации, когда о коронавирусе говорят все и везде, может быть сложно оставаться спокойным и сохранять оптимизм. Бесконечный поток пугающих новостей о распространении заболевания, введение карантина в ряде стран, продление школьных каникул, большое количество людей в масках на улице – всё это меняет привычный ход нашей жизни. В такой ситуации важно не поддаться панике и вместе с тем отнестись к ситуации серьёзно. Вот несколько рекомендаций, которые помогут справиться с беспокойством во время пандемии:

  • Беспокоиться – это нормально.

Испытывать тревогу в сложившейся ситуации вполне естественно. Беспокойство в данном случае – это защитная реакция организма, которая поможет тебе принять необходимые меры и позаботиться о своём здоровье и здоровье окружающих тебя людей.

  • Знай «врага» в лицо.

Изучи основную информацию о COVID-19, используя достоверные источники информации (например, сайт Всемирной организации здравоохранения, сайт Министерства образования). Убедись, что ты знаешь, как передаётся заболевание, каковы его симптомы, и что ты должен делать, чтобы не заразиться. Помни, что вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет достаточно маленькая. Дети и подростки, как правило, не болеют коронавирусом или переносят его в легкой форме.

  • Прими необходимые меры.

Ты не можешь контролировать распространение COVID-19, но можешь выполнять действия, которые помогут снизить риск заражения. Вот некоторые из них: регулярно мой руки с мылом или обрабатывай их специальным антибактериальным раствором, по возможности не трогай руками глаза, нос и рот, старайся сохранять социальную дистанцию, прикрывай нос и рот салфеткой, когда хочешь кашлять или чихать. Очень важно полноценно питаться, высыпаться и не забывать про физическую активность. Если ты не живёшь с бабушкой и дедушкой, постарайся пока не навещать их, а чаще разговаривать с ними по телефону.

  • Ограничь поток новостей.

В ситуации неопределённости и беспокойства, хочется постоянно держать руку на пульсе, быть в курсе последней информации, а потому беспрерывное изучение новостей о коронавирусе кажется хорошим способом снизить тревогу. Но на самом деле информационный поток лишь увеличивает напряжение и стресс, лишая нас возможности заниматься привычными делами. Определи конкретное время для получения новостей из проверенных источников, посвяти этому по 20 минут утром и вечером. Ежеминутное обновление новостной ленты не обезопасит тебя и твоих близких от заражения COVID-19, но значительно снизит количество свободного времени. После просмотра новостей отвлекись и займись чем-нибудь, что доставляет тебе удовольствие.

  • Сконцентрируйся на возможностях.

Используй сложившуюся ситуацию как возможность. Продление каникул – это время, которое ты можешь провести с пользой для себя и своего будущего. Научись тому, на что раньше у тебя просто не хватало времени, сделай то, что давно откладывал, развивайся в творчестве и личных проектах, углубись в изучение интересных или сложных школьных предметов.

  • Сохраняй привычные ритуалы.

Несмотря на то, что утром тебе не нужно идти в школу, постарайся выполнять привычные ежедневные ритуалы: застилай постель, умывайся, приводи себя в порядок. Это поможет не только легче включиться в учебный процесс после каникул, но и справиться с ленью, желанием подольше поваляться в кровати, станет хорошим способом отвлечься от мыслей о пандемии.

  • Обсуди своё беспокойство с родителями.

Поделись с родителями своими переживаниями, расскажи им, что именно тебя пугает, узнай, как они справляются со сложившейся ситуацией. Вместе вы сможете выработать общий план действий, который позволит вам снизить риск заражения и справиться с тревогой.

Здоровья тебе и твоим близким!

свернуть