Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Лядецкая средняя школа"
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Лядецкая средняя школа"
Ссоры, недопонимания и конфликты – это неотъемлемая часть любых человеческих отношений. Они вызывают неприятные эмоции, но, как правило, люди успешно их разрешают, и в результате отношения становятся ещё крепче и надёжнее. Совсем по-другому дела обстоят с буллингом. Буллинг (или травля) – это ситуации, в которых более сильный обижает или причиняет вред более слабому, делает это специально и постоянно. Травля влияет на всех, кто находится рядом, и не имеет никаких положительных последствий. Её бывает сложно обнаружить и ещё сложнее прекратить. Часто первыми замечают, что в классе что-то не так, не взрослые (учителя и родители), а сами дети. И от их действий во многом зависит то, как быстро удастся решить проблему. Поэтому давай поговорим о том, что делать, если ты заметил, что в твоём классе кого-то обижают.
А нужно ли вообще что-то делать?
Да! Обязательно!
Буллинг – это сложное явление, и если ты стал свидетелем травли, у тебя могут возникнуть разные мысли о том, нужно ли что-то делать, как это повлияет на твою жизнь, и сможешь ли ты помочь. Давай представим, какие это могут быть мысли, и разберёмся в том, почему нельзя игнорировать травлю в своём классе.
На первый взгляд может показаться, что от травли страдает только тот, кого обижают. Действительно, сложнее всего приходится пострадавшему, но травля – это плохо для всех, кто находится рядом, это то, что меняет жизнь всего класса. Возможно, ты переживаешь, что однажды точно также начнут обижать и тебя, а может, тебе стыдно, что ты не знаешь, как помочь, и ничего не делаешь. В любом случае в классе, в котором происходит травля, больше никто не может чувствовать себя в безопасности. Страшно и некомфортно всем, и уже никто не может учиться, спокойно общаться и дружить.
Если тебе кажется, что с кем-то в классе поступают неправильно, несправедливо или жестоко, скорее всего, твоё ощущение тебя не обманывает. На самом деле мы все знаем и чувствуем разницу между шутками, игрой и буллингом. Не игнорируй свои ощущения, в такой ситуации лучше лишний раз убедиться в том, что весело и комфортно всем, что все участники происходящего находятся в безопасности и занимаются этим добровольно. Если кого-то постоянно специально обижают, толкают, дразнят, бьют, игнорируют, унижают, или кому-то угрожают, отбирают у него вещи и отказываются сидеть рядом – это буллинг.
Запомни, нет ни одной причины, по которой человека можно было бы травить. Никто не заслуживает травли, и никто не виноват в том, что его травят. Пострадать от травли может абсолютно любой человек независимо от его внешности, поведения, характера, одежды и т.п. При этом неважно, попытается ли пострадавший измениться в угоду обидчикам или нет. Они всегда найдут новые поводы для буллинга: травля возникает не потому, что пострадавший какой-то не такой или другой, травля – это проблема всего класса.
Испытывать страх, бояться оказаться на месте пострадавшего – это вполне нормально и естественно в такой ситуации. Ни в коем случае не стоит действовать себе в ущерб. Часто вступать в открытый конфликт с агрессором бывает действительно небезопасно. Прежде всего, важно заручиться поддержкой окружающих, в том числе взрослых. Если ты видишь, что кого-то обижают, – не стоит бросаться на выручку, особенно если ты не уверен в своих силах. Но нельзя и игнорировать происходящее. Важно обязательно и как можно быстрее рассказать об этом любому взрослому, которому ты доверяешь. Помни: для того, чтобы помочь тому, кого травят, вовсе не обязательно становиться ему другом и «сражаться за него до последнего», а важно дать понять обидчикам, что то, чем они занимаются – это травля, и в этом нет ничего крутого или прикольного.
Ябеды – это те, кто жалуются по пустякам или для того, чтобы сделать кому-то плохо. Травля – это вовсе не пустяки, это серьёзное и опасное явление, это насилие. Тот, кто сообщает о том, что стал свидетелем буллинга, делает это не для того, чтобы кого-то подставить, а для того, чтобы помочь. Помочь не только пострадавшему, но и всем, кто находится рядом, всем, кто включён в травлю. Рассказать о травле – это не донос, это смелый поступок, который поможет наладить атмосферу в классе.
Человеку, который подвергается буллингу, очень и очень плохо. Каждый день он испытывает тревогу, страх и беспомощность. Он знает, что в любой момент может столкнуться с агрессией. В такой ситуации худший вариант – игнорировать проблему, делать вид, что ничего не происходит. Ниже мы подготовили список кратких рекомендаций, которые помогут тебе понять, что нужно сделать, если ты стал свидетелем травли.
Что нужно сделать?
Помни, что каждый ученик должен чувствовать себя в безопасности в школе. Прекращая травлю, мы помогаем не только пострадавшему, но и всем, кто находится рядом: обидчикам, свидетелям и себе.
Привет!
Спасибо, что заглянул (а) в этот раздел.
Тема буллинга или травли очень важная и серьезная, поэтому хотелось бы о ней рассказать здесь: что это такое, как понять, что что-то такое происходит с тобой или твоими друзьями и, конечно же, как себя вести, если такая ситуация происходит с тобой.
Для начала попробуем разобраться, что же это такое?
Когда:
и это все продолжается постоянно, это – буллинг.
Часто такие действия могут еще сопровождаться фразами: «Мы же пошутили!», «Мы так играем», «Он нам не нравится».
Это не игра, не шутка, не норма. Это издевательство.
Важно! Объектом травли может стать абсолютно любой ребенок, независимо от его внешнего вида, интеллекта, убеждений и поведения.
Если тебя обижают, ни в коем случае не молчи (да, да!).
ОБЯЗАТЕЛЬНО РАССКАЖИ ВЗРОСЛЫМ!
Говорить правду и сообщать о случаях запугивания и преследования – это акт храбрости. Есть разница между доносом и защитой жизни и достоинства своей или своего друга.
Справиться самому бывает очень сложно.
И помни:
ТЫ НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТ. НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ТЕБЯ ОБИЖАТЬ!
В ситуации, когда о коронавирусе говорят все и везде, может быть сложно оставаться спокойным и сохранять оптимизм. Бесконечный поток пугающих новостей о распространении заболевания, введение карантина в ряде стран, продление школьных каникул, большое количество людей в масках на улице – всё это меняет привычный ход нашей жизни. В такой ситуации важно не поддаться панике и вместе с тем отнестись к ситуации серьёзно. Вот несколько рекомендаций, которые помогут справиться с беспокойством во время пандемии:
Испытывать тревогу в сложившейся ситуации вполне естественно. Беспокойство в данном случае – это защитная реакция организма, которая поможет тебе принять необходимые меры и позаботиться о своём здоровье и здоровье окружающих тебя людей.
Изучи основную информацию о COVID-19, используя достоверные источники информации (например, сайт Всемирной организации здравоохранения, сайт Министерства образования). Убедись, что ты знаешь, как передаётся заболевание, каковы его симптомы, и что ты должен делать, чтобы не заразиться. Помни, что вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет достаточно маленькая. Дети и подростки, как правило, не болеют коронавирусом или переносят его в легкой форме.
Ты не можешь контролировать распространение COVID-19, но можешь выполнять действия, которые помогут снизить риск заражения. Вот некоторые из них: регулярно мой руки с мылом или обрабатывай их специальным антибактериальным раствором, по возможности не трогай руками глаза, нос и рот, старайся сохранять социальную дистанцию, прикрывай нос и рот салфеткой, когда хочешь кашлять или чихать. Очень важно полноценно питаться, высыпаться и не забывать про физическую активность. Если ты не живёшь с бабушкой и дедушкой, постарайся пока не навещать их, а чаще разговаривать с ними по телефону.
В ситуации неопределённости и беспокойства, хочется постоянно держать руку на пульсе, быть в курсе последней информации, а потому беспрерывное изучение новостей о коронавирусе кажется хорошим способом снизить тревогу. Но на самом деле информационный поток лишь увеличивает напряжение и стресс, лишая нас возможности заниматься привычными делами. Определи конкретное время для получения новостей из проверенных источников, посвяти этому по 20 минут утром и вечером. Ежеминутное обновление новостной ленты не обезопасит тебя и твоих близких от заражения COVID-19, но значительно снизит количество свободного времени. После просмотра новостей отвлекись и займись чем-нибудь, что доставляет тебе удовольствие.
Используй сложившуюся ситуацию как возможность. Продление каникул – это время, которое ты можешь провести с пользой для себя и своего будущего. Научись тому, на что раньше у тебя просто не хватало времени, сделай то, что давно откладывал, развивайся в творчестве и личных проектах, углубись в изучение интересных или сложных школьных предметов.
Несмотря на то, что утром тебе не нужно идти в школу, постарайся выполнять привычные ежедневные ритуалы: застилай постель, умывайся, приводи себя в порядок. Это поможет не только легче включиться в учебный процесс после каникул, но и справиться с ленью, желанием подольше поваляться в кровати, станет хорошим способом отвлечься от мыслей о пандемии.
Поделись с родителями своими переживаниями, расскажи им, что именно тебя пугает, узнай, как они справляются со сложившейся ситуацией. Вместе вы сможете выработать общий план действий, который позволит вам снизить риск заражения и справиться с тревогой.
Здоровья тебе и твоим близким!