Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Лядецкая средняя школа"
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Лядецкая средняя школа"
Советы родителям:
Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов.
Помните, что вред, причиняемый детям и подросткам в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты реального насилия и имеет последствия в реальном мире.
Правила поведения с подростками:
особенности подросткового возраста
Ну, попробуй объясни родителям, Что поскольку мальчик ты стеснительный И не любишь привлекать внимание, Отличаясь чем-нибудь от сверстников. То тебе, естественно, приходится Покрывать себя татуировками, В нос кольцо вставлять и красить — волосы То зелёной краской, то малиновой.
Григорий Остер
Учет особенностей взросления подростка
Биологические. Связана с половым созреванием и завершением физического роста ребенка.
Учитывая физиологические изменения подростка, взрослому необходимо:
– принять факт неизбежности изменений подростка для налаживания отношений с ним;
– поддерживать подростка в моменты мучительных переживаний по поводу происходящих изменений в теле (подростку невероятно трудно справляться с этими переживаниями самостоятельно, и он ищет поддержку со стороны взрослого);
– быть компетентным родителем и учитывать протекание гормональных (часто внезапных) изменений, приводящих ребенка к болезненным ощущениям (головная боль, сердцебиение, утомляемость и т.п.);
– объективно оценивать имеющиеся физиологические изменения в организме, понимать, что «противность» и капризность – следствие возрастных изменений.
– выстраивать отношения с полным пониманием недостаточности у него сил для полного владения собой.
Социальные. На данном уровне одной из основных потребностей подростка выступает чувство взрослости. Это означает необходимость социального самоопределения и выход в самостоятельную жизнь.
Учитывая социальные потребности и особенности детей данного возраста, взрослым следует:
– перестать опекать: контролировать каждый шаг, заставлять отчитываться и т.п.; при таком взаимодействии есть шанс «потерять» доверие подростка;
– общаться спокойно, ровно, уверенно, что позволит создать оптимальные условия для понимания друг друга;
– желательно уменьшить, а по возможности и свести до минимума, количество приказов и команд;
– пытаться обходиться без диктовки правил и норм, именно сейчас следует дать возможность подростку для самоутверждения;
– тактично договариваться, что позволит стать талантливым дипломатом;
– помогать ребенку стать взрослым, а для этого необходимо понять ребенка и стать его другом;
– научиться принимать детей такими, какие они есть, и спокойно, искренне, с пониманием предлагать свою помощь.
Психологические. К подростку приходит осознание своего внутреннего мира, открытие своего уникального и неповторимого «Я» и примирения с ним.
Взрослые, учитывая психологические потребности в становлении личности подростка, должны:
– быть мудрыми родителями: наблюдательными, рефлексивными, способными оказать помощь подростку в принятии самого себя, своих самых противоречивых переживаний и состояний;
– оказывать всестороннюю поддержку в формировании навыков самостоятельности и ответственности, развитии лидерских качеств;
– способствовать обогащению внутреннего мира подростка не только уборкой по дому и хождением по магазинам, а нужными и полезными для его возрастного развития занятиями: спортом, участием в личностных тренингах.
Чувство взрослости
Подросток требует признания того, что на самом деле еще не сформировалось. Но именно поэтому он столь остро реагирует на любое ущемление педагогами, воспитателями и родителями его взрослой позиции: грубит или плачет, поступает вопреки установленным нормам и правилам, курит или принимает алкоголь, вступает в ранние сексуальные отношения, чтобы доказать свою взрослость.
Половое созревание
«Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. … это же вообще не прыщ, это рог растет». Ди Снайдер
Внутренний конфликт
Сильное желание уверенно чувствовать себя в компании, разделять ее нормы и интересы с одной стороны, и при этом не терять свою индивидуальность, свободно высказывать свои мысли и выражать чувства с другой.
Как общаться с подростком
Мудрые родители никогда не проявляют деструктивной критики по отношению к своим детям, поскольку дети чрезвычайно чувствительны к любого рода оценкам, исходящим от родителей. Они могут не реагировать видимым образом, но внутри испытывают ужасную боль, когда по какой бы то ни было причине подвергаются критике со стороны значимых для них взрослых.
Деструктивная критика разрушила огромное количество человеческих душ. Большинство личностных проблем взрослых людей порождены деструктивной критикой, которой они подвергались в детстве со стороны одного или обоих родителей. Ребенок, которого часто критикуют, чувствует себя нелюбимым, недостойным и неуверенным в себе.
Нередко родители критикуют своих детей из лучших побуждений, не понимая, что деструктивная критика разрушает веру в свои силы и возможности. Пропорционально этому снижается и уровень активности и инициативы. Критические замечания могут ухудшить исполнительность ребенка до такой степени, что он станет избегать любой деятельности, боясь опять что-то сделать «не так».
Как отличить деструктивные замечания от здоровых?
Деструктивные замечания VS Конструктивные замечания
Ты упрямый. — Ты можешь попросить о том, что тебе необходимо.
Ты должен быть идеальным. — Ты имеешь право на ошибку.
Поторопись. — Я подожду тебя.
Чтобы быть принятым, ты должен приспосабливаться к другим. — Ты имеешь право быть самим собой, иметь собственную точку зрения.
Приложи все силы. — Верю, что ты можешь это сделать.
Ты должен быть сильным. — Ты можешь испытывать разные чувства.
Работай упорно, не покладая рук. — Когда устанешь, можешь отдохнуть.
Ты запутался! — У тебя все получится!
Ты бестолковый. — Ты справишься, я верю в тебя.
Не будь таким эгоистичным. — Я принимаю тебя таким, каков ты есть.
Ты тупой! — Ты можешь быть творческим человеком.
Ты больной или сумасшедший?!!! — Я понимаю, что сейчас тебе непросто…
Всегда будь правильным! — Ты просто учишься на своих ошибках.
Ты должен доверять другим. — Ты можешь доверять другим.
Будь осторожен, мир – это опасное место! — Ты можешь доверять миру, в котором ты живешь, и чувствовать себя в безопасности.
Тебе нужно быть зависимым от меня, чтобы быть любимым. — Ты можешь быть независимым от меня и в то же время любимым мною.
Классификация интернет-угроз
Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей:
• суицид-сайты;
• сайты-форумы потенцинальных самоубийц;
• наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»); • сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);
• сайты порнографической направленности;
• сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);
• сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;
• секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).
Правила работы в сети Интернет
1. Не входите на незнакомые сайты.
2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину. 4. Никогда не посылайте никому свой пароль.
5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
6. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
9. Не всей информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
10. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране
11. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.
Советы по безопасности в сети Интернет
в возрасте от 13 до 17 лет
• Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).
• Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
• Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю. • Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
• Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
• Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
• Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
• Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
• Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
• Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
• Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.
Помните:
От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимость исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
10 советов психолога родителям для обсуждения с подростками вопросов психосексуальных отношений
1 Выбирайте подходящие моменты для обсуждения
Сексолог Дебра Хеффнер в своей книге «От первых свиданий до взрослой жизни» пишет, что не нужно устраивать с ребенком один «большой разговор» про секс. Обсуждайте с ним эту тему шаг за шагом, выбирая подходящие моменты, — примерно так, как вы обсуждаете хорошие манеры, оказавшись за столом. Поводом для разговора mможет послужить и прочитанная книга, и любимая песня, и подготовка к уроку биологии. Например, увидев эротический эпизод в фильме, вы можете поговорить о том, что сексом занимаются не только для рождения детей, а первая влюбленность вашего подростка — повод обсудить контрацепцию. Не стремитесь выглядеть идеальным — вы имеете право чувствовать дискомфорт или чего-то не знать. В таком случае Дебра советует сказать что- то вроде: «Признаюсь, мне неловко разговаривать с тобой на эту тему. Мои родители никогда не обсуждали со мной секс. Но это важно, и я хочу, чтобы мы могли говорить об этом откровенно».
2 Расскажите о половом созревании заранее
Половое созревание девочек начинается с 8–9 лет, мальчиков — с 10– 11 Начните разговор об этом заранее, чтобы ребенок был психологически готов к физическим и эмоциональным изменениям, которые с ним произойдут. Желательно, чтобы дети имели представление о пубертате уже в 8 лет. Рассказывайте им не только об их собственном развитии, но и об изменениях, которые происходят с противоположным полом: мальчикам — о девочках, а девочкам — о мальчиках.
3 Называйте вещи своими именами
Заменяя названия гениталий иносказаниями вроде «пирожков» и «краников», взрослые дают понять детям, что настоящие названия стыдные.
Секс-педагог Юлия Ярмоленко пишет, что правильно называть половые органы важно по нескольким причинам:
1 Безопасность. Дети должны знать слова «влагалище», «яички», «мошонка», «анус», «промежность» и другие, чтобы иметь возможность рассказать о попытках насилия или о том, что кто-то прикасался к ним без их согласия.
2 Гигиена. Невозможно научить ребенка важным правилам интимной гигиены, избегая названий половых органов.
3 Здоровье. Если ребенок чувствует боль или дискомфорт, он должен уметь описать, что именно и где он ощущает.
4 Удовольствие и принятие своего тела.
Если у ребенка есть внутренний запрет на собственную сексуальность, если он считает какие-то органы «грязными», у него могут возникнуть проблемы с наслаждением от поцелуев, объятий и секса во взрослой жизни. Ему также
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.