Методическая копилка

Советы родителям "Трудовое воспитание"

22.02.2024

Советы родителям:

  1. Будьте последовательны в своих требованиях к ребенку.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.
  6. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
  7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
свернуть

Памятка для родителей "Как помочь ребёнку выполнить задание

22.02.2024

Советы взрослым по обеспечению безопасности детей в киберпространстве

22.02.2024

  Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов.

 

  • Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы.
  • Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
  • Объясните ребенку, что не следует высылать виртуальным знакомым свои фотографии и личную информацию.
  • Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.
  • Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.
  • Составьте правила безопасного поведения в Интернете, напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.

  Помните, что вред, причиняемый детям и подросткам в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты реального насилия и имеет последствия в реальном мире.

свернуть

Буклет "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних"

14.12.2023

Правила поведения с подростками: особенности подросткового возраста

14.12.2023

Правила поведения с подростками:

 особенности подросткового возраста

 

Ну, попробуй объясни родителям, Что поскольку мальчик ты стеснительный И не любишь привлекать внимание, Отличаясь чем-нибудь от сверстников. То тебе, естественно, приходится Покрывать себя татуировками, В нос кольцо вставлять и красить — волосы То зелёной краской, то малиновой.

Григорий Остер

Учет особенностей взросления подростка

 Биологические. Связана с половым созреванием и завершением физического роста ребенка.

Учитывая физиологические изменения подростка, взрослому необходимо:

– принять факт неизбежности изменений подростка для налаживания отношений с ним;

– поддерживать подростка в моменты мучительных переживаний по поводу происходящих изменений в теле (подростку невероятно трудно справляться с этими переживаниями самостоятельно, и он ищет поддержку со стороны взрослого);

– быть компетентным родителем и учитывать протекание гормональных (часто внезапных) изменений, приводящих ребенка к болезненным ощущениям (головная боль, сердцебиение, утомляемость и т.п.);

– объективно оценивать имеющиеся физиологические изменения в организме, понимать, что «противность» и капризность – следствие возрастных изменений.

– выстраивать отношения с полным пониманием недостаточности у него сил для полного владения собой.

Социальные. На данном уровне одной из основных потребностей подростка выступает чувство взрослости. Это означает необходимость социального самоопределения и выход в самостоятельную жизнь.

Учитывая социальные потребности и особенности детей данного возраста, взрослым следует:

– перестать опекать: контролировать каждый шаг, заставлять отчитываться и т.п.; при таком взаимодействии есть шанс «потерять» доверие подростка;

– общаться спокойно, ровно, уверенно, что позволит создать оптимальные условия для понимания друг друга;

– желательно уменьшить, а по возможности и свести до минимума, количество приказов и команд;

– пытаться обходиться без диктовки правил и норм, именно сейчас следует дать возможность подростку для самоутверждения;

– тактично договариваться, что позволит стать талантливым дипломатом;

– помогать ребенку стать взрослым, а для этого необходимо понять ребенка  и стать его другом;

– научиться принимать детей такими, какие они есть, и спокойно, искренне, с пониманием предлагать свою помощь.

Психологические. К подростку приходит осознание своего внутреннего мира, открытие своего уникального и неповторимого «Я» и примирения с ним.

Взрослые, учитывая психологические потребности в становлении личности подростка, должны:

– быть мудрыми родителями: наблюдательными, рефлексивными, способными оказать помощь подростку в принятии самого себя, своих самых противоречивых переживаний и состояний;

– оказывать всестороннюю поддержку в формировании навыков самостоятельности и ответственности, развитии лидерских качеств;

– способствовать обогащению внутреннего мира подростка не только уборкой по дому и хождением по магазинам, а нужными и полезными для его возрастного развития занятиями: спортом, участием в личностных тренингах.

 

 Чувство взрослости

Подросток требует признания того, что на самом деле еще не сформировалось. Но именно поэтому он столь остро реагирует на любое ущемление педагогами, воспитателями и родителями его взрослой позиции: грубит или плачет, поступает вопреки установленным нормам и правилам,  курит или принимает алкоголь,  вступает в ранние сексуальные отношения, чтобы доказать свою взрослость.

  • Стремление отмежеваться от всего детского.
  • Отсутствие авторитета возраста.
  • Отвращение к необоснованным запретам.
  • Восприимчивость к промахам учителей.

 Половое созревание

«Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. … это же вообще не прыщ, это рог растет».    Ди Снайдер

  • Бурное развитие происходит неравномерно. Например, рост конечностей опережает рост туловища, и движения подростка становятся  угловатыми.
  • Вероятно появление угрей.
  • Повышенная утомляемость.
  • Ярко выраженная эмоциональность, от агрессии до депрессии, размышления о бренности бытия.
  • Отсутствие адаптации к неудачам.
  • Интерес к противоположному полу, пробы наладить взаимоотношения.

Внутренний конфликт

Сильное желание уверенно чувствовать себя в компании, разделять ее нормы и интересы с одной стороны, и  при этом  не терять свою индивидуальность, свободно высказывать свои мысли и выражать чувства с другой.

  • Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье. Стремление обзавестись верным другом.
  • Отсутствие адаптации к положению «худшего».
  • Интерес к вопросу «соотношения сил» в классе.
  • Одиночество. Именно в этом возрасте происходит переход на новое самосознание: у подростка развивается эмоциональная и познавательная сфера, он начинает понимать себя, свою уникальность и свое место в этом мире, происходит обогащение внутреннего мира.

Как общаться с подростком

  • Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
  • В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
  • Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
  • Диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  • В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  • Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
  • Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  • Будьте всегда чуткими к делам детей.
  • Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  • Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
  • Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
  • Научите подростка преодолевать трудности.
  • Сравнивайте ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.
  • Поощряйте даже едва возникшие потребности в знаниях, гармонии и красоте, в самоактуализации (развитии собственной личности).
  • Информируйте ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
  • Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
  • Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).

 Мудрые родители никогда не проявляют деструктивной критики по отношению к своим детям, поскольку дети чрезвычайно чувствительны к любого рода оценкам, исходящим от родителей. Они могут не реагировать видимым образом, но внутри испытывают ужасную боль, когда по какой бы то ни было причине подвергаются критике со стороны значимых для них взрослых.

Деструктивная критика разрушила огромное количество человеческих душ. Большинство личностных проблем взрослых людей порождены деструктивной критикой, которой они подвергались в детстве со стороны одного или обоих родителей. Ребенок, которого часто критикуют, чувствует себя нелюбимым, недостойным и неуверенным в себе.

Нередко родители критикуют своих детей из лучших побуждений, не понимая, что деструктивная критика разрушает веру в свои силы и возможности. Пропорционально этому снижается и уровень активности и инициативы. Критические замечания могут ухудшить исполнительность ребенка до такой степени, что он станет избегать любой деятельности, боясь опять что-то сделать «не так».

Как отличить деструктивные замечания от здоровых?

Деструктивные замечания    VS   Конструктивные замечания

Ты упрямый.  — Ты можешь попросить о том, что тебе необходимо.

Ты должен быть идеальным. — Ты имеешь право на ошибку.

Поторопись. — Я подожду тебя.

Чтобы быть принятым, ты должен приспосабливаться к другим. — Ты имеешь право быть самим собой, иметь собственную точку зрения.

Приложи все силы. — Верю, что ты можешь это сделать.

Ты должен быть сильным. — Ты можешь испытывать разные чувства.

Работай упорно, не покладая рук. — Когда устанешь, можешь отдохнуть.

Ты запутался! — У тебя все получится!

Ты бестолковый. — Ты справишься, я верю в тебя.

Не будь таким эгоистичным. — Я принимаю тебя таким, каков ты есть.

Ты тупой! — Ты можешь быть творческим человеком.

Ты больной или сумасшедший?!!! — Я понимаю, что сейчас тебе непросто…

Всегда будь правильным! — Ты просто учишься на своих ошибках.

Ты должен доверять другим. — Ты можешь доверять другим.

Будь осторожен, мир – это опасное место! — Ты можешь доверять миру, в котором ты живешь, и чувствовать себя в безопасности.

Тебе нужно быть зависимым от меня, чтобы быть любимым. — Ты можешь быть независимым от меня и в то же время любимым мною.

свернуть

Буклет "Половое воспитание от 12 до 18"

14.12.2023

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

14.12.2023

Классификация интернет-угроз

Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей: 

•    суицид-сайты; 

•    сайты-форумы потенцинальных самоубийц;

•    наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»); •    сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);

•    сайты порнографической направленности;

•    сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);

•    сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;

•    секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка). 

Правила работы в сети Интернет

1.    Не входите на незнакомые сайты.

2.    Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.

3.    Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину. 4.    Никогда не посылайте никому свой пароль.

5.    Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

6.    При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)

7.    Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.

8.    Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

9.    Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

10.    Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране

11.    Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

Советы по безопасности в сети Интернет

в возрасте от 13 до 17 лет

•    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).

•    Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

•    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

•    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю. •    Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

•    Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

•    Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.

•    Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

•    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

•    Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

•    Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

•    Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

•    Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

свернуть

Создание благоприятной семейной атмосферы (памятка для родителей)

19.10.2023

Помните:
От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимость исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

свернуть

10 советов психолога родителям для обсуждения с подростками вопросов психосексуальных отношений

19.10.2023

10 советов психолога родителям для обсуждения с подростками вопросов психосексуальных отношений

1 Выбирайте подходящие моменты для обсуждения

Сексолог Дебра Хеффнер в своей книге «От первых свиданий до взрослой жизни» пишет, что не нужно устраивать с ребенком один «большой разговор» про секс. Обсуждайте с ним эту тему шаг за шагом, выбирая подходящие моменты, — примерно так, как вы обсуждаете хорошие манеры, оказавшись за столом. Поводом для разговора mможет послужить и прочитанная книга, и любимая песня, и подготовка к уроку биологии. Например, увидев эротический эпизод в фильме, вы можете поговорить о том, что сексом занимаются не только для рождения детей, а первая влюбленность вашего подростка — повод обсудить контрацепцию. Не стремитесь выглядеть идеальным — вы имеете право чувствовать дискомфорт или чего-то не знать. В таком случае Дебра советует сказать что- то вроде: «Признаюсь, мне неловко разговаривать с тобой на эту тему. Мои родители никогда не обсуждали со мной секс. Но это важно, и я хочу, чтобы мы могли говорить об этом откровенно».

2 Расскажите о половом созревании заранее

Половое созревание девочек начинается с 8–9 лет, мальчиков — с 10– 11 Начните разговор об этом заранее, чтобы ребенок был психологически готов к физическим и эмоциональным изменениям, которые с ним произойдут. Желательно, чтобы дети имели представление о пубертате уже в 8 лет. Рассказывайте им не только об их собственном развитии, но и об изменениях, которые происходят с противоположным полом: мальчикам — о девочках, а девочкам — о мальчиках.

3 Называйте вещи своими именами

Заменяя названия гениталий иносказаниями вроде «пирожков» и «краников», взрослые дают понять детям, что настоящие названия стыдные.

Секс-педагог Юлия Ярмоленко пишет, что правильно называть половые органы важно по нескольким причинам:

1 Безопасность. Дети должны знать слова «влагалище», «яички», «мошонка», «анус», «промежность» и другие, чтобы иметь возможность рассказать о попытках насилия или о том, что кто-то прикасался к ним без их согласия.

2 Гигиена. Невозможно научить ребенка важным правилам интимной гигиены, избегая названий половых органов.

3 Здоровье. Если ребенок чувствует боль или дискомфорт, он должен уметь описать, что именно и где он ощущает.

4 Удовольствие и принятие своего тела.

Если у ребенка есть внутренний запрет на собственную сексуальность, если он считает какие-то органы «грязными», у него могут возникнуть проблемы с наслаждением от поцелуев, объятий и секса во взрослой жизни. Ему также

свернуть

Рекомендации для родителей «Как помочь ребенку на этапе адаптации»

19.10.2023
  • Воодушевите ребенка, рассказывая дома о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запомните отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
  • Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью и уважением к своему учителю.
  • Знайте школьную программу ребенка и особенности школы, где он учится. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемым родительским комитетом школы. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений, например, на полчаса больше можно посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше – за плохие. Такие правила, сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
  • Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

свернуть

Памятка для родителей "Ваш ребёнок - пятиклассник"

19.10.2023