Verification: 8a96daa7e9f33aab

историческая страничка

Храм Святого – Великомученика Георгия Победоносца агрогородка Лядец

14.11.2020

Введение 

 

Чтобы обрести исчезнувшее прошлое

Мы будем должны рассказать о нём себе заново.

Ян Гросс

Двадцать первый век – век духовного возрождения. С каждым днем возрастает роль церкви в жизни общества. Заметно это и в том, что молодежь активно приобщается к духовным ценностям православной веры. Дух понимания и сотрудничества проявляется между руководителями государства и членами синода Белорусской православной церкви.

Повсюду восстанавливаются и реставрируются старинные храмы.  Ведётся проектирование и строительство церквей в городах, районных центрах, агрогородках. Наиболее активно осуществляется строительство православных храмов.

К сожалению, так было далеко не всегда. История знает множество фактов, когда храмы и святыни разрушались и подвергались глумлениям. Таковы времена Древнего Рима, когда первых христиан травили дикими зверями на арене Колизея. Затем гонения на старообрядцев. С приходом советской власти православная церковь подвергалась нападкам со стороны партии, а священнослужители ссылались в Сибирь, как неблагонадёжные. Фраза, которая наиболее точно отразила то время и ту идеологию: «Религия – опиум для народа». Люди боялись верить. Всё – и силы, и средства – были направлены на поддержание внешнего благополучия страны. О душе забывали. Но вера поддерживает людей в трудные минуты. Человек, приходя в храм, молится Богу, и у него становится легче на душе. Зачем люди приходят в храмы? Ответ прост – чтобы найти успокоение своей мятущейся слабой душе, получить поддержку со стороны высших сил и отдохнуть от каждодневной мирской суеты. К умиротворению располагает сама обстановка, атмосфера храма – рассеянный свет, лёгкий аромат свечей, запах ладана, разлитый в воздухе.

Сегодня можно свободно говорить о церковных ценностях: существующих и утраченных. Знать историю своего рода, края, Отечества. В противном случае мы будем повторять ошибки прошлых поколений, вместо того, чтобы учиться на них. Знание истории невозможно, как некогда сказал великий А.С. Пушкин, без «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам». Знать свои корни, традиции, помнить жизнь и быт предков – вот задача нашего и последующих поколений.

При изучении архивных документов Пинского архива и архива нашей церкви были найдены в записях,  касающихся факта случившегося пожара в храме деревни Лядец в 1843 году, некоторые несовпадения.

История храмов – это история наших предков, корни нашей культуры, связь поколений. Ведь храм это не только красивое архитектурное сооружение, но и то  особое состояние души, которое воспитывается с детства.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ХРАМЕ

И  АДМИНИСТРАТИВНАЯ СТРУКТУРА 

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БЕЛАРУСИ

Храм («церковь») есть особое здание, посвященное Богу, – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. Наружный вид храма отличается от других зданий тем, что над ним возвышается купол, изображающий небо. Купол завершается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм сооружается колокольня. Колокольный звон является сигналом для сбора верующих на молитву и возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Снаружи перед входом в храм устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: притвор; собственно храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся; алтарь, где совершаются священнослужителями Богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом – перегородка, на которой размещается несколько рядов икон. Иконостас имеет три дверных проёма – трое врат. Средние врата называются царскими,  потому  что  через  них  Сам  Господь  Иисус  Христос,  Царь  Славы  невидимо  проходит  в святых  дарах.  Через  царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением. Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня). Во время нее вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, которое установил Сам Христос на Тайной вечере.

В 2002 году Белорусская православная церковь (Белорусский Экзархат Русской православной церкви) отметила своё 1010-летие. Ныне Белорусская православная церковь состоит из 10 епархий, возглавляемых правящими архиереями: архиепископами и епископами. Две из епархий – Минская и Могилёвская – территориально совпадают с пределами одноименных областей Беларуси, а на территории остальных четырёх областей размещается по две епархии: Брестская и Пинская епархии – на территории Брестской области, Витебская и Полоцкая епархии – на территории Витебской области, Гомельская и Туровская епархии – на территории Гомельской области, Гродненская и Новогрудская епархии – на территории Гродненской области. В свою очередь, каждая епархия подразделяется на благочинные округа, которые полностью или частично совпадают с территорией административных районов Беларуси. Всего в настоящее время насчитывается 95 благочиний, объединяющих 1195 приходов.

Экзархаты – это объединения епархий Русской православной церкви, в основу которых полагается национально-религиозный принцип. Белорусский Экзархат, входящий в состав Русской православной церкви, находится на территории Республики Беларусь. Возглавляет его митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Епархия – в православной церкви церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем (епископом).

Благочиние – один из районов епархии, возглавляемый благочинным; благочинный – в Русской православной церкви с ΧVIII века – помощник епископа, надзирающий за духовенством одного из районов.

Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской православной церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.

Клир – в христианской церкви совокупность священнослужителей: священников, епископов и церковнослужителей.

Белорусское Полесье охватывает большую часть территории Брестской и Гомельской областей, где размещаются 4 епархии: Гомельская, Туровская, Пинская и Брестская. Приход д. Лядец сейчас относится  к Пинской епархии, а ранее он относился  к Минской епархии.

История храма

Первый документ – это «Памятная книга Виленской учебной округи», где можно найти информацию, что  “…в 1866 г. в Лядце – дорога от Мозыря до Пинска, растояние до уездного города (Мозыря) 175 вёрст, река Ветлица. Число жителей: м.-215, ж.-172, дворов 173, церкви нет…”

В выписках из второго документа «Описание церквей и приходов Минской епархии» /Составлено по официально затребованным от причтов сведениям в 1879г./ на стр.97 инв.№650 можно прочитать:

 «II. Церковъ. Бывшая прежде церковъ в Лядце сгорела в 1843 году. Настоящая приходская Георгиевская церковъ расположена от селения в 100 саженях, построена в 1869 г. Это на 6 лет позже открытия народного училища/.

III. Приход. В состав прихода входят селения: Б-Орлы, М-Орлы, Уголец и Городец. Самое отдалённое в 4 верстах от церкви. Прихожан числится: муж.717, жен. 768 душ. Все они крестьянского сословия и занимаются хлебопашеством. В религиозно-нравственном отношении удовлетворяют требования верования.

  1. IV. Причт. Настоятелем состоит священник Михаил Сакович из среднего отделения семинарии, священствует с 1867г., а с 1841г. был дьяконом.
  2. V. Владения и средства, содержания церкви и причта. Церковного дохода поступает в год 60 руб. Причт, кроме платного содержания и небольшого кружечного дохода, пользуется церковным помещением и землёй, последней считается: усадебной ¼ десятины, пахотной и сенокосной до 10 десятин, расположена в 13 отдельных участках между крестьянскими наделами черезполосно.

Из строений 1 дом, 1 сарай, совершенно ветхий. Предложение о возведении для причта, учреждённого комиссиею хотя и составлено, но к осуществлению предложения не приступлено.  

  1. VI. Церковные и приходские учреждения. При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. Процент грамотности между прихожанами незначителен. Богоделен нет».

Согласно ведомости о церкви, «состоящей в 3-ем Благочинническом округе Мозырского уезда Минской епархии за 1912 год», церковь построена в 1869 году. «Здание деревянное, с такою же при ней колокольней», построено «тщанием прихожан» .

В архивных документах храма и в документе «Описание церквей и приходов Минской епархии» совпадает дата постройки храма – 1869 год.

Сравнив  формы храма с описанием построек XVIII века, изучив её внешний вид, можно определить, что это здание подходит к описанию архитектурных построек XVIII века.

Особый интерес вызывает церковный архив и внутреннее убранство храма.

В архиве находится много старинных книг. Некоторые из них относятся к 1826, 1850, 1870, 1892, 1898 годам, временам правления императрицы Екатерины (1725 -1727г.г.). Даты издания некоторых книг удалось выяснить с большим трудом. 

Здесь можно увидеть также коллекцию монет и денежных купюр 1893, 1913, 1931, 1938, 1942  годов, которые показывают, что церковь была действующей постоянно, она никогда не закрывалась с первых дней своего существования по нынешний день. Эту информацию подтверждают и рассказы старожилов деревни. Например, Шикунец Ольга Федосовна (1922-2009) рассказывала о том, как уже с 5 лет она ходила в храм, на клирос. По её словам церковь никогда не закрывалась, всегда была действующей. Её здание не использовалось по другим назначениям. Чирец Лидия Павловна вспомнила только, что в 1950 году в церкви совсем недолго не было священника. «...По этой причине поднимался вопрос о её закрытии, но жители деревни собрались и поехали в епархию. Вопрос был решен положительно  -  в деревню приехал новый священник…» Также рассказывает и Апанович Вера Григорьевна (1940 г.р.) «…Церковь наша не закрывалась никогда, не подвергалась никакой реконструкции, не горела. Она переживала тяжелые времена, но работала всегда, власти не могли её закрыть. Вот только за землю надо было платить большие налоги. Жители деревни постоянно собирали денежные средства, чтобы их оплатить…».

Загадка храма деревни Лядец

В документе «Описание церквей и приходов Минской епархии» /Составлено по официально затребованным от причтов сведениям в 1879г./ на стар.97 инв. № 650 можно прочитать:

«Церковъ строилась на средства прихожан и обошлась в 2500 р. Здание деревянное, на каменном фундаменте. Устроена продолговатым крестом. Церковъ довольно благовидная и крепкая.

Внутреннее пространство заключает в себе около 25 кв. сажень, к стоплению не приспособлена. Солея возвышается на I ступень, клиросы устроены отдельно. Дощатый новый иконостас, покрашенный в светло-голубой цвет с золочеными карнизами и рамками, состоит из нового письма икон в 3 ряда.

Необходимые для совершения богослужения утварные вещи, за исключением водосвятного сосуда, имеются, но все они малоценны, как устроены большей частью из меди и апплике.

Облачениями церковъ недостаточна, так как имеет только 3 довольно истёртых мишурных облачения. В колокольне церковной, устроенной на фронтальной части, помещено 3 колокола: в 3, 2 и 1 пуд. Погостъ абнесена простой деревянной оградой, кладбищ в приходе 5.»

В храме присутствуют разные стили письма икон. Иерей храма рассказал о временных отличиях этих стилей. Особенно колоритный Полесский стиль. Стиль отличается яркостью письма и убранства кивотов XIX - XX веков. В храме сохранились хоругви и несколько икон этого стиля.  Предположительно – это те иконы, о которых упоминается в вышеупомянутом документе.

Возвращаясь к документу «Описание церквей и приходов Минской епархии»  по сведениям 1879 года известно, что «…церковь сгорела в 1843 году…».

В истории нашего храма Святого-Великомученика Георгия Победоносца  есть очень много «белых пятен». Сколько было храмов в нашей деревне за период с 1843 года?  При детальном изучении всех хранящихся в церковном архиве ведомостей выяснилось, что запись о сгорании храма в 1843 году опровергается Исповедными ведомостями Лядецкой Георгиевской церкви за 1843 - 1845 годы. Ведомости хранятся в церковном архиве в настоящее время. Они велись священником Лепевским Игнатием Епифановичем (53 года), и свидетельствуют о том, что в эти годы церковь была. Прочитав внимательно ведомости этих лет, было установлено, что на приходе был не только священник, но и дьякон Яков Аргурский (34 года), пономарь Максим Смороцкий (23 года). В ведомостях находится подробная информация о составе семей священнослужителей, о количестве населения в приходе, об исповедовавшихся, о жаловании служителей церкви, о земельных церковных наделах.  Можно допустить, конечно, что церковь по каким - то причинам и сгорела, как указано в документе «Описание церквей и приходов Минской епархии». Тогда возникает вопрос: Где проводились церковные обряды и совершалась Божественная Литургия, которые записаны в Метрических ведомостях?  По церковному уставу они совершаются только в храме.  Согласно ведомости 1912 года «копии с метрических книг хранятся в целости с 1832 года».

Отец Яков рассказал, что в связи с пожаром некоторые церковные обряды было разрешено проводить в специально выделенном для этого помещении, например, такие как крещение, отпевание и т.д. Запрещается производить на дому венчание, для этого необходимо ехать в соседний приход. Венчание должно проходить только в храме. В метрических ведомостях нашего храма за 1843 – 1845 годы можно прочитать данные о венчавшихся, что также доказывает о существовании храма в этот период.

Недалеко от храма находилась старинная каплица. В дальнейшем к ней пристраивался еще один сруб, и она превращалась в церковь с притвором и основным помещением, где устраивался небольшой иконостас». В беседах со старожилами нашей деревни удалось выяснить, что возле каплицы в древние времена было застроено самое большое количество домов. Житель деревни Сидорчук Григорий Александрович, староста храма (1931 г.р.) помнит  рассказ своего дедушки о том, что «возле этой каплицы дома располагались с очень большой плотностью, так как это было самое высокое, центральное место деревни». Соответственно – центральное место с жилыми домами просто не могло быть кладбищем.

Хочется обратить внимание и на такую выдержку из документа «Описание церквей и приходов Минской епархии»: «…IV. Причт. Настоятелем состоит священник Михаил Сакович из среднего отделения семинарии, священствует с 1867г., а с 1841г. был дьяконом…».  В какой же церкви священствовал Михаил Сакович, в каком храме он был дьяконом с 1841 года?

Возможно ещё допустить и такой факт, что между сгоревшей церковью 1843 года и построенной в 1869 году был ещё один храм, учитывая то, что в ныне действующем храме есть три поколения икон. Тогда какова судьба того, третьего храма? Почему о нём нет нигде никаких записей?

Изучив и проанализировав все исторические данные, архивные документы, воспоминания старожилов деревни Лядец., вывод о том, что в 1843 – 1845 годах здесь существовала действующая церковь, напрашивается сам собой. Наличие старинных икон, книг и Метрических ведомостей за 1843 – 1845 годы подтверждает то, что в 1843 году в церкви пожара не было или он был частичным, и после него церковь продолжала действовать. Есть возможность, что при оформлении ведомости священником была допущена описка или грамматическая ошибка, и он вместо слова «горела» написал слово «сгорела». В церковном архиве есть и ведомости за 1866, 1867 годы и т.д., что не соответствует записи о том, что в 1866 году церкви не было.

Так или иначе, этот вопрос требует более детального изучения историками. Если выявленные факты несоответствия найдут научное и документальное подтверждение, вполне возможно, православный храм Святого-Великомученика Георгия Победоносца  в деревне Лядец может занять достойное место в списке памятников истории нашей страны первой половины XIX века.

свернуть